Метод тона – метод тона — слушать мп3 музыку онлайн бесплатно без регистрации и смс. Новинки музыки 2012-2013.

Содержание

Глава 5. Методы биометрической диагностики

Биометрические методы изучения моделей челюстей дают возможность определить топографию и выраженность морфологических нарушений при аномалиях развития челюстей и зубных рядов, помогают поставить правильный диагнози обосновать оптимальный план лечения пациента.

Все методы измерения моделей челюстей основаны на существовании закономерностей взаимоотношения размеров зубов с одной стороны и размеров зубных рядов, апикальных базисов — с другой.

5.1. Метод Пона — Линдера — Харта

Метод используется для определения ширины зубных рядов у детей в сменном и постоянном прикусе. Пон (Pont) установил наличие зависимости между суммой мезиодистальных размеров резцов и шириной зубного ряда в области первых премоляров и моляров, которую он выразил премолярным и молярным индексами: 80 и 64. Эта зависимость отражена в следующих формулах:

Измерительными точками на верхней челюсти являются: середина продольных фиссур первых премоляров и передняя точка пересечения продольных и поперечных фиссур первых моляров.

Рис. 8. Измерительные точки для изучения моделейчелюстей

Измерительные точки на нижней челюсти — дистальная точка первого премоляра, соприкасающаяся со вторым премоляром (точка между премолярами), и срединная точка на вестибулярной поверхности или дистально-щечный бугор первого премоляра (рис. 8, а, б).

Указанные измерительные точки, по данным Пона, используют при постоянном прикусе. В сменном прикусе вместо измерительных точек премоляров берут дистальные ямочки первых времен-

ных моляров на верхней челюсти или их дистально-буккальные бугры на нижней челюсти.

В тех случаях, когда не все верхние резцы прорезались (или отсутствуют), сумму их ширины можно определить по сумме поперечных размеров нижних резцов, используя индекс Тона (1,35), согласно которому сумма ширины верхних резцов относится к сумме нижних как 

4/3.

Для практических целей Пон составил таблицу расстояний между премолярами и молярами при различной ширине четырех верхних резцов. Для нижней челюсти сумму поперечных размеров четырех резцов и соответствующие расстояния между премолярами и молярами берут из таблицы верхней челюсти (табл. 3).

Немецкие ортодонты Линдер и Харт проверили данные Пона и установили, что она не может быть применима при обследовании немецких детей в силу влияния расовых особенностей. К аналогичному выводу пришла Н. Г. Снагина при обследовании детей русской национальности, поэтому указанные авторы предлагают вместо предложенных Поном коэффициентов 80 и 64 пользоваться коэффициентами 85 и 65.

Таблица 3

Зависимость ширины зубных рядов от суммы резцов

Алгоритм измерения модели верхней челюсти по методу Пона — Линдера — Харта:

1. Определить сумму ширины четырех резцов в самой широкой их части, т. е. по режущему краю (мм) с точностью до 0,1.

2. Подставить в формулу Пона показатель ширины резцов, а в знаменатель — индекс 85 (при определении ширины резцов между премолярами) или 65 (при определении ширины между молярами), вычислить искомые величины — ширину зубной дуги между премо-лярами и молярами. Искомую величину зубной дуги можно также определить по табл. 3.

3. Найти измерительные точки на первых премолярах и измерить истинную ширину зубной дуги между ними.

4. Найти измерительные точки на первых молярах и измерить истинную ширину зубной дуги между ними.

5. Сравнить истинную и искомую ширину зубной дуги (между премолярами и молярами).

6. Оценить полученные результаты: если при тесном положении передних зубов сужение зубного ряда в области премоляров и моляров больше 6 мм, показано удаление отдельных зубов. Удаление показано также в следующих ситуациях:

а) если при тесном положении резцов центральные резцы больше 10 мм, боковые — больше 7,5 мм, сумма ширины резцов составляет 35 мм и более;

б) если при узком типе лица сумма ширины резцов больше 33 мм.

studfiles.net

Биометрический расчет моделей челюстей

  При изучении диагностических моделей челюстей определяют размеры зубов, зубных рядов, соотношения различных размеров, взаимоотношения верхнего и нижнего зубных рядов в трех направлениях.

Сравнение поперечных размеров коронок постоянных зубов со среднестатистическими величинами позволяет диагностировать макро- или микродентию.

 Размеры постоянных зубов, мм (по В.Л. Устименко)

  

Зубы в/ч

         Ширина(мм)

 

  

Зубы н/ч

         Ширина(мм)

 

Средняя

Варианты

Средняя

Варианты

1

8,5

8,0 — 9,0

1

5,3

4,9-5,6

2

6,5

6,0 — 7,1

2

6.0

5,6-6,4

3

7,6

7,1- 8,1

3

6,7

6,3-7,2

4

6,7

6,2- 7,2

4

6.8

6,4-7,3

5

6,4

6,0- 7,0

5

7.0

6,5-7,4

6

9,4

8,7 — 10,0

6

10.0

10,3-11,7

7

9,4

8,7 — 10,0

7

10.2

9,6-10.8

Диагностируя тесное положение верхних передних зубов, проводят их  измерение с учетом формы лица, что позволяет  уточ­нить показания к удалению отдельных зубов. Если лицо среднее или широкое, а верхние центральные и боковые резцы имеют размеры более 10 и 7,5  мм (в сумме более 35мм), то показано удаление отдельных зубов. Однако при наличии узкого лица сумма ширины верхних резцов, превышающая 33 мм, мо­жет являться признаком индивидуальной макродентии и служить показанием к удалению постоянных зубов.

 

Пропорциональность ширины постоянных резцов определяют с  помощью  следующих индексов: Индекс Тонна — соотношение размеров верхних и нижних резцов при ортогнатическом прикусе     =   1,35,  Индекс Герлаха — соотношение размеров верхних и нижних резцов при прямом  прикусе   =   1,22, Индекс Малыгина — соотношение размеров верхних и нижних резцов при   глубоком резцовом перекрытии    =   1,42.

 При первичной адентии вторых верхних резцов или нарушении размеров этих зубов сумму ширины верхних центральных и боковых резцов можно вычислить, используя сумму ширины нижних резцов, величина которой наиболее постоянна.

Пропорциональность соотношения ширины 6 фронтальных зубов(мм) определяют с помощью   анализа Болтона (6/6).

В/ч

  

40

40.5

41

41.5

42

42.5

43

43.5

44.0

44.5

45.0

45.5

46.0

46.5

47.0

47.5

48.0

48.5

Н/ч

  

30.9

31.3

31.7

32

32.4

32.8

33.2

33.6

34.0

34.4

34.7

35.1

35.5

35.9

36.3

36.7

37.1

37.4

В/ч

  

49

49.5

50

50.5

51

51.5

52

52.5

53.0

53.5

54.0

54.5

 

 

 

 

 

 

Н/ч

  

37.8

38.2

38.6

39

39.4

39.8

40.1

40.5

40.9

41.3

41.7

42.1

 

 

 

 

 

 

  

  Пропорциональность соотношения размеров 12 верхних и нижних зубов(мм) определяют с помощью   анализа Болтона (12/12 ).

В/ч

  

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

Н/ч

  

77.6

78.5

79.4

80.3

81.3

82.1

83.1

84

84.9

85.8

86.7

87.6

88.6

89.5

90.4

91.3

В/ч

  

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

 

 

 

 

 

 

Н/ч

  

92.2

93.1

94

95

95.9

96.8

97.8

98.6

99.5

100.4

 

 

 

 

 

 

Формула Герлаха

           Изучают пропорциональность соотношения передних и боковых сегментов зубных рядов по Герлаху, что позволяет дифференцировать тесное положение зубов, обусловленное несоответствием их величины при макродентии от тесного положения зубов, развившегося  вследствие сужения или укорочения  зубного ряда, в результате мезиального перемещения зубов

  

Формула Герлаха:                   Lor    >        SI      <         Lol                                             

                                                  Lur     >         Si     <       Lul        

Боковые сегменты верхнего и нижнего зубных рядов справа и слева при нормальном прикусе должны быть равны.

Метод Пона

            Для  определения индивидуальной нормы ширины зубных дуг применяют метод Пона, установившего зависимость между суммой ширины коронок верхних четырех резцов и шириной зубных рядов в области премоляров и моляров. На зубах обозначаю следующие точки :

  • — на верхних 4 -х середину межбугровой фиссуры
  • — на верхних 6- х переднее углубление межбугровой фиссуры
  • — на нижних 4-х наиболее удаленную точку ската щечного бугра

       (контактная точка между премолярами)

  • — на нижних 6- х вершина заднего или среднего щечного бугра

После измерения ширины зубных дуг в области премоляров, полученные данные сравнивают со средней индивидуальной нормой (по Linder-Harth) с учетом формы лица, определяя нарушения в трансверсальном направлении (степень сужения зубных рядов, симметричное или асимметричное су­жение).

 Метод Коркхауза

            В сагиттальном направлении определяют длину переднего отрезка верхней зубной дуги по методу Korkhaus, сравнивая полученные данные со средней индивидуальной нормой, определяю укорочение или удлинение верхнего зубного ряда. Эту величину измеряют от срединной точки между центральными резцами с вестибулярной поверхности от коронок и по срединной челюсти до ее пересечения с линией, соединяющей измерительные точки Пона на 4-х зубах. Длина переднего отрезка нижней зубной дуги должна быть на 2 мм. меньше, поскольку при нормальном резцовом перекрытии толщина верхних центральных резцов до дентального бугорка равна в среднем 2 мм.

 Метод Н.Г.Снагиной

Для определения показаний к расширению зубных рядов или  удалению отдельных зубов с учетом взаимосвязи суммы мезиодистальных размеров 12 постоянных зубов, шириной и длиной апикального базиса использую метод Howes и Н.Г.Снагиной.

Ширину апикального базиса на верхней челюсти в трансверсальном направлении измеряют между наиболее глубокими точками клыковых ямок, на нижней челюсти — отступя на 8 мм. вниз от места пересечения горизонтальной линии, соединяющей шейки нижних клыков и первых премоляров, и вертикальной линии, проходящей через вершину межзубного десневого сосочка. В норме ширина апикального базиса верхней зубной дуги составляет 44%, а нижней — 43% от суммы мезиодистальных размеров 12 постоянных зубов. Сужение зубного ряда обычно сопровождается сужением апикального базиса. По Н.Г.Снагиной оно может быть двух степеней:

 I — ширина базиса составляет 42-39% на верхней челюсти и 41-38% на нижней.

II — 39-32% и 38-34% соответственно.

При нормальной ширине апикального базиса или при I степени проводят расширение зубных рядов, при II  степени  направляю на удаление от­дельных зубы по ортодонтическим показаниям.

 Метод Королевского госпиталя Лондона

После оценки профиля лица, типа и потенциала роста, состояния пародонта, измерения зубов и зубных рядов использую анализ наличия места в зубном ряду с помощью методики Королевского госпиталя Лондона и составляют предварительный план ортодонтического лечения : 

  • Скученность мм мм
  • Ротации мм мм
  • Промежутки мм мм
  • Сужение зубного ряда мм мм
  • Кривая Шпее мм мм
  • Ангуляция резцов, клыков мм мм
  • Торк резцов мм мм

 

 

orthodont-profi.ru

Биометрические методы исследования моделей челюстей

Исследование формы размеров и взаимоотношение зубов, зубных рядов и прикуса можно проводить в полости рта, но это сопряжено с рядом неудобств и неточностей. Поэтому эти исследования проводят на моделях челюстей. После изготовления моделей необходимо указать: фамилию, имя, отчество пациента, возраст, дату и номер истории болезни (такие модели называют диагностическими, они же являются и контрольными). На моделях верхней и нижней челюсти изучают особенности расположения зубов, форму и размеры зубных рядов и небного свода, развитие альвеолярных отростков соответственно трем взаимно-перпендикулярным плоскостям: срединно-сагиттальной, трансверзальной и вертикальной (окклюзионной).

Сагиттальные исследования (по Герлах). Автор разделил зубные дуги на отдельные сегменты исходя из функциональных особенностей и вывел закономерность, которую выразил формулой:
Lr = Ll (+/- 3%).

Где L — латеральный сегмент зубного ряда состоящий из суммы поперечных размеров клыка, обоих премоляров и первого моляра (r — правый, l –левый), а также установил связь в нормальном прикусе между величиной переднего и латерального сегментов (рис. 1). Идеальное соотношение при резцовом перекрытии на 1/3 высоты коронок (3мм), когда величина переднего сегмента Σ I – сумма поперечных размеров резцов – равна длине латерального сегмента: Σ I = L (+/- 3%).

Трансверзальные исследования

В период постоянного прикуса широко применяется метод Пона. В основе метода лежит сумма поперечных размеров 4 — х верхних резцов соответствует ширене зубного ряда в области первого премоляра и первого моляра. Путем проведенных исследований Пон эту закономерность выразил в виде премолярного и молярного индекса по следующей формуле:

Для определения нормальной ширины зубного ряда в области первых премоляров – используется премолярный индекс, а в области первых моляров – молярный индекс.

Найденное по формуле расстояние между премолярами и молярами является нормой для данного пациента. Затем это расстояние сравнивают с действительным на моделях.

Измерительными точками на верхней челюсти является середина продольных фиссур первых премоляров и точка пересечения продольной и медиально — поперечной фиссуры первых моляров, для нижней – точка между премолярами и дистально — щечный бугор первых моляров (рис. 2 ). С целью удобства можно пользоваться табличными данными, но не Пона, а Линдера – Харта (таб. 1).

Метод имеет ряд недостатков: применим только в постоянном прикусе, только для исследования в трансверзальной плоскости и при наличии зубов, которые лежат в основе проведения исследования.

Таблица 1.
Индексы по Linder и Harth

Сумма ширины 4 верхних резцов (мм)
Расстояние от 4 до 4 резцов (мм)
Расстояние
от 6 до 6 (мм)
Сумма ширины 4 верхних резцов (мм)
Расстояние
от 4 до 4 резцов (мм)
Расстояние
от  6 до 6 (мм)

27.0

32,5

41,5

32.0

37,5

49,0

27,5

32,5

42,3

32,5

38,2

50.0

28,0

33.0

43,0

33,0

39,0

51,0

28.5

33,5

43,8

33,5

39,5

51,5

29.0

34,0

44,5

34,0

40,0

52,2

29,5

34,7

45,3

34.5

40,5

53,0

30,0

35,5

46,0

35,0

41,2

54,0

30,5

36.0

46,8

35,5

42,0

54,5

31.0

36.5

47.5

36.0

42.5

55.5

Если отсутствуют резцы верхней челюсти метод исследования проводится в модификации предложенной Тонн — используется сумма поперечных размеров 4-х нижних резцов, учитывая пропорциональность: сумма поперечных размеров четырех резцов верхней челюсти так относится к сумме поперечных размеров четырех резцов нижней челюсти как 4 : 3.

Исследование моделей челюстей в период сменного прикуса. Для исследования моделей в период сменного прикуса следует пользоваться методом Пона в модификации (по Коркхауз) (рис. 3). Вместо измерительных точек на премолярах верхней челюсти берутся точки в дистальных ямках жевательной поверхности первых временных моляров и дистально — щечные бугры первых временных моляров на нижней челюсти.

Исследование моделей челюстей в период временного прикуса

При проведении исследования моделей челюстей в период временного прикуса необходимо учитывать, что верхний и нижний зубной ряд в норме имеет форму полукруга, радиусом которого является перпендикуляр, опущенный из дистальной ямки жевательной поверхности второго моляра к срединно — небному шву (по Шварц).

Вертикальные исследования

Для установления вертикальных аномалий (рис. 4) модель челюсти следует держать перед собой на уровне глаз так, чтобы воображаемая окклюзионная плоскость проходила горизонтально, касаясь щечных бугров премоляров и медиально — щечных бугров первых моляров. Таким образом определяется, какие зубы располагаются выше или ниже окклюзионной плоскости. При глубоком прикусе для определения величины резцового перекрытия необходимо использовать измеритель и линейку, более точно степень нарушения определяется на боковой телерентгенограмме.

Ортодонтия
Под редакцией проф. В.И. Куцевляка

medbe.ru

Цветотип внешности

Что такое цветотипы, для чего нужны и как без них обойтись? Цветотип помогает подчеркнуть природную красоту и улучшить внешние данные, найти свое место в цветовом многообразии всеобщей гармонии.

Жизненный опыт показывает, что взаимодействие с природой мудрее, чем борьба против нее, причем это касается не только цвета. Любые колориты внешности людей образованы всего несколькими пигментами. Подбирая гармонирующий с ними гардероб или макияж, мы идем по пути наименьшего сопротивления.

Смысл любого цветотипирования  – найти собственную цветовую гамму. Понять отличия между цветотипами, их палитрами и разными методиками определения легче, чем кажется. Для этого нужно всего лишь взять наглядные  модели: цветовой круг и шар.

В цветотипировании есть несколько направлений, все они имеют сильные и слабые стороны.

Сезонная теория цветотипов.

В традиционной классификации выделяют 4 типа. Эта классическая сезонная теория самая известная и распространенная. Четыре группы делятся всего по двум параметрам: контрасту (высокий-низкий) и температуре цвета (теплый-холодный).  Каждая группа названа одним из сезонов года: зима (контрастный, холодный), весна (контрастный, теплый), лето (неконтрастный, холодный), осень (неконтрастный, теплый).

Вся сезонная теория легко вмещается в одну картинку. Понять ее очень просто, если вспомнить основы колористики:

в этой модели синим цветом обозначены все холодные оттенки, а оранжевым — теплые, все цвета поделены на четыре области — сезоны

С помощью такого среза цветового шара легко определить, какие цвета относятся к палитре каждого сезона. Для этого выбираем нужную область контраста и теплый или холодный тон. На этом рисунке помещаются все подходящие синие цвета для летней и зимней палитр и оранжевые для весенней и осенней. Если мысленно прокрутить шар вокруг оси, чтобы на месте синего оказался холодный оттенок красного, зеленого или желтого, то увидим все оттенки красных, зеленых и желтых цветов для холодных цветотипов. Для примера несколько синих и красных цветов из сезонных палитр.

цветотип зима

цветотип лето

цветотип весна

цветотип осень

Сезонная методика существует уже несколько десятилетий, развивается и дополняется разными авторами и до сих пор не потеряла актуальности. Насколько она удобна  и есть ли современные и более понятные альтернативы?

Немного истории.

У истоков цветотипирования стоял художник Роберт Дорр.  В 1928 году он заметил, что гармоничные цветовые сочетания объединены одним из подтонов: синим или желтым. Он разделил людей на два типа и назвал свою систему «Цветовой ключ» (Color Key). Кожа людей первого типа гармонирует с цветом маджента, второго – с оранжевым. Обоим типам подходит одежда всех цветов при двух условиях. В оттенках первой группы должен присутствовать синий подтон, а оранжевый исключен. Во втором случае обязателен желтый подтон, маджента исключена.

Это незамысловатое деление всего по одному параметру – температуре цвета —  получило продолжение в современных теориях цветотипирования, где сезоны делятся на теплые и холодные. Тестирование оранжевым цветом и маджентой до сих пор применяется многими консультантами.

Тему индивидуального и сезонного колорита также затрагивал исследователь цвета Иоханнес Иттен. В книге «Искусство цвета», выпущенной в 1961 году и ставшей классическим пособием по колористике, он выдвинул две идеи, которые спустя пару десятилетий развились другими авторами  в современную сезонную теорию.

1. Цветовые предпочтения, темперамент и колорит внешности взаимосвязаны.

«Светловолосые, голубоглазые ученицы с розовой кожей лица, как правило, работают очень чистыми цветами и часто большим количеством ясно различимых тонов. Основным контрастом для них является цветовой контраст. В зависимости от жизненной силы людей этого типа цветовая гамма их произведений может быть более бледной или более яркой.»

Знакомый с цветотипами легко заметит, что в описании Иттена явно проглядываются светлые подтипы Весна или Лето.

«Люди с чёрными волосами, с тёмной кожей и тёмно-коричневыми глазами представляют другой тип. Главная роль во всех сочетаниях отводится ими чёрному цвету, а чистые цвета даются в сопровождении чёрного. В тёмных тонах шумит и клокочет цветовая сила.»

Здесь же мы видим контрастный темный цветотип.

«Ученица с рыжими волосами и розовой кожей предпочитала работать весьма интенсивными цветами. Её субъективными цветами были жёлтый, красный и синий в их контрастном звучании, в соответствии с этим я дал ей задание написать букет цветов. Было очевидно, что это её очень обрадовало. Я посоветовал ей ограничиться пока темами, совпадающими по своему настрою с её субъективными цветовыми предпочтениями, потому что именно эти цвета могли быть прочувствованы и пережиты ею в полную меру. Это интенсивное переживание является решающей предпосылкой для творческой работы.»

Тут речь явно идет о контрастном теплом цветотипе.

«Индивидуальные способности будут развиваться и укрепляться, если задания будут учитывать субъективно-индивидуальные предпочтения учеников к цвету и формам.

Типу светлой блондинки будут близки такие темы, как Весна, Детский сад, Крещение, Праздник цветов, Утро в саду и т.д. Её натурные этюды должны быть пестрыми по цвету и без контрастов светлого и тёмного. Для учениц тёмного типа уместно бы было предложить такие темы, как Ночь, Свет в тёмном пространстве, Осенняя буря, Негритянская часовня, Похороны, Горе и т.п. Работы с натуры ей следовало бы выполнять мягким углем и белой краской, без геометрических абрисов.»

2. Индивидуальный колорит каждого сезона года.

Сезонные палитры Иттена и палитры традиционных цветотипов заметно отличаются. У Иттена они соответствуют природной действительности, а в цветотипировании условны и расходятся с реальными.

«На примере четырёх времён года можно показать, что восприятие и переживание цвета может быть предопределено объективно, хотя каждый человек видит, чувствует и оценивает цвет по-своему. Суждение «приятный — неприятный» не может быть основой правильного и правдивого колористического решения. Более приемлемыми будут критерии, которые возникают в том случае, когда наши суждения относительно каждого отдельного цвета исходят из оценки общей цветовой тональности. С позиции четырёх времён года это означает, что для каждого из них нам следует находить те цвета в цветовом шаре, которые в целом ясно выражают его характер.

Весна, сияющее юностью и радостью пробуждение природы, обычно выражается красками, пронизанными светом. Это, конечно, жёлтый цвет как самый близкий к белому, и жёлто-зелёный как высшая степень проявления жёлтого. Светло-розовые и светло-голубые тона усиливают и обогащают это звучание. А жёлтый, розовый и лиловый воспринимаются цветом распускающихся почек.»

весенний колорит

«Цвета осени резко контрастируют с весенними. Осенью зелень растений отмирает и приобретает коричневые и фиолетовые оттенки»

осенний колорит

Что же, весенняя и осенняя палитры Иттена довольно близки к современным палитрам цветотипов. Но летняя и зимняя заметно отличаются.

«Летом природа словно находит своё выражение в изобилии и пышности форм и силе цвета, достигает пластической полноты своей созидающей мощи. Тёплые, насыщенные, активные цвета, которые находятся только в определённой части цветового круга, обладая особой силой и энергией, становятся главными для выражения цветовой интенсивности лета. При этом различные зелёные тона усиливают здесь лишь оттенки красного, а синие тона — звучание дополнительного к ним оранжевого цвета.»

летний колорит

«Для изображения зимы, которая в своём магнетическом притяжении сил земли погружает природу в пассивное состояние, требуются цвета холодные, сияющие внутренней глубиной, прозрачные и одухотворённые. Величественный цикл дыхания природы, совершающийся в смене времён года, находит таким образом себе чёткое объективное цветовое выражение. Если при выборе цветовых сочетаний отказаться от наших познаний и не иметь постоянно перед глазами всего мира красок, то наш удел — это только безвкусные, ограниченные решения и потеря истинных и правдивых. По-видимому, нет иного пути для появления правильного суждения о выразительных качествах цвета, чем исследование его отношений с каким-либо другим цветом или их совокупностью.»

зимний колорит

Теорию 4 типов внешности впервые ввела косметолог Бернис Кентнер и назвала каждый одним из времен года. В 1978 году вышла ее книга «Раскрась меня в сезон» (Color Me a Season), а система получила сокращенное название CMAS.

С появлением книги  Бернис Кентнер сезонная теория переживает пик популярности в 70-80 годах.  Аналогичные разработки других авторов стали появляться лавинообразно. Некоторые связывают это с развитием технологий печати и появлением доступных полноцветных книг.

Теорию 4 сезонов продолжила  Сьюзэн Кейджил в книге 1980 г. «Цвет: твоя сущность» (Color: The Essence of You ). Она продолжила идеи Иттена о связи индивидуального внешнего колорита и темперамента и расширила сезоны до 64 подтипов (ранняя весна, металлическая осень, активная зима и т.д.)

В том же году Кэйрол Джексон выпустила книгу «Раскрась меня красиво» (Color Me Beautiful)

С 80-х годов стали появляться такие коммерчески успешные проекты, как составление индивидуальных палитр-образцов консультантами, различные компьютерные программы для их моделирования, специализированные компании и разные системы (Color Me Beautiful, Color Me Direct, Color Alliance system, Beauty For All Seasons /система BFAS и т.д).

Достоинства сезонных систем.

Деление на четыре типа помогает, когда упрощая знание о цвете, объясняет базовые принципы и основы, чтобы оттолкнувшись от простого, показать цвет во всем разнообразии. Когда мы видим, что за упрощенной моделью стоит многообразная действительность, цветотипирование становится первым шагом на пути к пониманию общей картины.

Недостатки.

Без базовых знаний о цвете деление на цветотипы часто запутывает и сбивает с толку.

Когда теория перестает быть ориентиром и становится догмой, все разнообразие пытаются вместить в некую схему, которая заслоняет сложную реальность. Тут же возникают проблемы и несостыковки, потому что нельзя все природное богатство вариантов разделить на 4 группы, это общая проблема любых классификаций, неважно на какие типы, цветовые, психологические или другие. Много людей не вписывается в стройную систему из-за того, что не обладают ярко выраженными характеристиками и относятся к смешанным или промежуточным типам. Например, внешность, имеющую средний контраст и нейтральную температуру проблематично отнести к одному из сезонов.

Все, что выбивается из теории либо притягивается за уши, либо начинает плодить всевозможные подтипы, в итоге их получается не 4, а 12 и больше . Когда стало понятно, что 4 сезонов мало для охвата всех вариантов, стали появляться новые методы  цветотипирования.

Добавим, что теплота-холодность и колорит сезонов-цветотипов не всегда соответствует реальным сезонам, и это сбивает с толку новичков. Разве настоящее лето холодное и неконтрастное? Однако, любители сезонной теории очень любят связывать реальные и условные сезоны воедино, иллюстрируя палитры цветотипов красивыми природными пейзажами.

Тональные методы классификации.

Они расширили деление цветотипов с 2 до 3 параметров: по светлоте, контрасту и температуре. 4 сезона начали делить на подгруппы, у разных авторов таких подтипов получилось 6, 12 или 16.

тональные методики делят цветотипы по светлоте и контрасту

Авторы тональных методик:

Джоан Николсон и Джуди Льюис-Крам «Раскрась прекрасно» (Color Wonderful), 1986 г.

Мэри Спиллейн и Кристин Шерлок «Создайте свой имидж» (Color Me Beautiful’s Looking Your Best: Color, Makeup and Style), 1991 г.

Алан Флассер «Одевая мужчину» (Dressing the Man), 2002 г.

Вероник Хендерсон и Пэт Хеншоу «Цвет и стиль», 2006 г.

Несомненным достоинством тональных систем стал учет светлоты и более гибкое определение контраста, а недостатком – громоздкость.

Поскольку классическая сезонная методика была рассчитана на европейские типажи, некоторые системы расширили и адаптировали ее.

Итак, типы и подтипы начали разрастаться. Одни классификаторы ввели такое понятие как дополнительный сезон (Бернис Кентнер). Другие стали делить каждый сезон на светлый, темный и контрастный. Какие только описания подтипов не встретишь на просторах интернета (осень приглушенная, темная, теплая; зима ясная, темная, прохладная, яркая, светлая, мягкая, глубокая, натуральная; весна ясная, ранняя, светлая, теплая, мягкая; лето контрастное, светлое, мягкое, натуральное, лазурное и т. д.). Такая мешанина из терминов разных систем и вариантов перевода способна запутать любого. И когда дело доходит до определения цветотипа на практике, возникает еще больше непонимания и сложностей. Теория, призванная облегчить выбор своих цветов, будто еще дальше уводит от истины. Если же информация подана как длинные словесные описания цветов без наглядного материала, получается  полностью неудобоваримая теория. В ней бывает настолько сложно разобраться, что новички пугаются цветотипирования раньше, чем начинают понимать суть деления. Разбираться в ней становится неохота, а применять на практике тем более.

Дирекционный метод.

Это разновидность тонального метода. Его идея заключается в том, что среди разных характеристик цветотипа одна выделяется и доминирует над остальными, иногда две.

В чем отличия дирекционного способа от других?

Например, типаж классифицируется как неконтрастный и холодный. В сезонном методе это будет цветотип лето и его подтипы (1). Если в нем сильно выражена низкая контрастность и мягкость, а холодность слабо, ему подходят некоторые цвета теплой неконтрастной гаммы, и не рекомендуется выходить за рамки своего контраста (2). Такие типажи в традиционной системе часто причисляют то к лету, то к осени, а выявление теплого или холодного подтона кожи становится настоящей проблемой. И сезонные методы не в состоянии разрешить ее. В другом неконтрастном и холодном типаже больше выражена холодность. Диапозон холодных цветов его палитры будет шире, ему будут идти более насыщенные цвета, чем первому типу, и более контрастные, а любые цвета теплой группы противопоказаны (3). В сезонных теориях такие типажи называют контрастным летом или неконтрастной зимой.

Или, например,  темный и контрастный типаж со слабо выраженной теплотой или холодностью (4). Ему подходят контрастные цвета как теплой, так и холодной гаммы. В то время как в традиционной сезонной методике возникнет проблема, относить его к зиме или темной осени, в дирекционном методе эта проблема сама собой отпадает.

Аналогичным образом выявляются светлые, контрастные и яркие цветотипы.

Как видим, дирекционный метод намного гибче и позволяет охватить больше вариантов индивидуального колорита, не притягивая их за уши к определенному сезону или подтипу.

Однако, он требует развитого чувства цвета и понимания основ колористики.

Тональный и дирекционный методы с удовольствием берут на вооружение разные имидж-консультанты, но для неподготовленного человека без фундаментальных представлений о цвете они не всегда полезны. Впрочем, это касается любых методов.

Все они требуют понимания теоретической базы, а сами служат всего лишь вспомогательным инструментом. Не обязательно делить цветовое пространство каким-то определенным способом, таких логичных и симметричных делений может быть несколько или не быть вовсе.

Фундаментальные знания о цвете дают нам полную свободу от устоявшихся традиций. Когда цветотипирование — не самоцель, а опора, то отбросив этот костылик, мы способны продвинуться гораздо дальше. Ведь что такое цвет с научной точки зрения? Цветовое пространство – это непрерывная реальность, в ней нельзя провести четкие границы, а цветотипы – дискретная абстракция, подмена реальности. По-настоящему понять непрерывное означает увидеть целиком и прочувствовать. Если мы не ограничиваемся целью определить цветотип, а развиваем чувство цвета и подходим к познанию непредвзято, то получаем гораздо больше.

Цветотипы внешности иногда кажутся очень логичными и понятными в теории. Но когда дело доходит до определения своего типа или подбора палитры, гладкая и стройная теория разбивается о реальность.

На самом деле все довольно просто, если информация подана наглядно и вместо пространных описаний и  многочисленных делений объясняется сам принцип. Не правильнее ли вместо попыток классифицировать себя понять суть индивидуального колорита и научиться видеть его?  Эта суть оказывается проста, если понятны ее основы. Цвета внешности состоят всего из двух-трех пигментов. Как и любой другой цвет, они комбинируются по трем параметрам: контраст, светлота и температура.

В следующей статье разберем, как среди всех этих комбинаций найти свою и подобрать индивидуальную палитру.

Продолжение: как правильно определить цветотип >>

Понравился материал? Поделись с друзьями!

www.photorepair.ru

Словарь колориста-парикмахера. Профессиональные термины в процедурах окрашивания волос.

Активатор цвета — слабый окислитель (1,5%, 1,9%), который используется только при процедуре тонирования.

Базовый цвет — тоновая основа природного цвета волос.

Время выдержки — время, необходимое для воздействия красителя на волосы.

Вторичное (повторное) окрашивание — окрашивание отросших корней волос.

Вуаль (пластины) — метод, при котором мелируются ровные пряди толщиной от 0,5 до 1 см и заворачиваются в фольгу. Он особенно хорош для исполнения на длинных волосах, а также для подчеркивания отдельных элементов прически.

Глазирование — процедура придания волосам блеска благодаря косметическому восстановлению их структуры при помощи бесцветного керамидного комплекса ColorSync от Matrix.

Глубина тона — основной или естественный/натуральный цвет волос без примесей дополнительных оттенков. Зависит от содержащегося в волосах меланина — его размер и количество определяют гамму глубины тона от самого светлого до черного. В мировой практике для описания уровня глубины тона используется цифровая шкала от 1 до 10. Чем больше номер оттенка, тем он светлее, и наоборот. Например, 1 — черный цвет,
5 и 6 — русые тона, а 7 и 8 — блондины. Основные цвета составляют натуральный ряд оттенков любого красителя для волос, и первая цифра номера каждого тона всегда означает глубину. Однако производители красителей, отталкиваясь от мировой градации цвета, немного видоизменяют цифровое обозначение глубины тона, расширяя или сужая его по своему усмотрению.

Декапирование — удаление искусственного пигмента из волос. Является подготовительной операцией перед окрашиванием волос.

Демакияж красителя — процедура удаления искусственного пигмента из волос. Термин, предложенный компанией Eugene Perma.

Защитный крем — средство, устойчивое к действию воды, щелочей и слабых кислот. Предназначено для защиты кожи по краевой линии роста волос во время химической завивки и окрашивания.

Колорирование — сложное окрашивание волос с использованием разных групп красителей.

Матирование — удаление нежелательных оттенков с волос.

Мелирование — осветление отдельных прядей волос.

Микстон (корректор, бустер) — пигмент в чистом виде. Служит для усиления того или иного цветового направления, а также для коррекции нежелательного оттенка или получения промежуточных оттенков. Как самостоятельный краситель не применяется и всегда лишь добавляется в краску в небольшом количестве. Как правило, фирмы-производители отражают в картах все микстона, которые существуют в их красителях, и правила работы с ними (колориметрию).

Направление цвета — оттенки красителя, которые в итоге проявляются на волосах. То есть если клиентка говорит, что хочет волосы медного оттенка, она называет именно направление цвета. Палитра практически любой краски включает золотистые, пепельные, медные, красные, коричневые, фиолетовые и жемчужные тона. Дополнительными в картах разных марок, как правило, являются модные нюансы, созданные смешением нескольких оттенков, и нюансы фэшн для креативного окрашивания. Кроме того, каждый сезон все фирмы производители пополняют палитры самыми актуальными оттенками. При этом локоны с новыми нюансами либо добавляют в уже имеющуюся карту, либо выпускают в мини-картах. В номерах красителей направление тона обозначается цифрами или буквами, следующими после номера глубины тона (9,6; 8/43 или 8G). Если после запятой следуют две цифры или буквы, то вторая из них обозначает второстепенный оттенок. Повторяющиеся одинаковые цифры или буквы указывают на интенсивность оттенка (5,77; 8,44). Шкалы направления цвета у разных производителей косметики, как правило, совпадают не полностью: номер 5 в карте красителя Koleston Perfect (Wella Professionals) обозначает красный оттенок, а в карте Majirel (L’Oreal Professionnel) этот оттенок идет под номером 6.

И несколько слов о латинских буквах в номерах оттенков. Как правило, для обозначения оттенков используют начальные буквы названий цветов на английском и/или ином (чаще всего родном) языке марки. Предлагаем вам код для расшифровки оттенков, в обозначении которых фигурируют буквы английского алфавита:

  • А — ash — пепельный
  • В — beige — бежевый или brown — коричневый
  • С — copper — медный
  • G — gold — золотой
  • О — orange — оранжевый
  • Р — pearl — перламутровый
  • R — red — красный
  • V — violet — фиолетовый

Примечание: направление цвета натуральных тонов наряду с цифрой 0 обозначают еще и буквой N (образовано от слова natural — натуральный).

Обесцвечивание — осветление самой высокой степени, при котором происходит полное разрушение естественного пигмента.


Обесцвечивающий порошок — препарат, предназначенный для удаления естественного или искусственного пигмента.


Окисление — процесс присоединения кислорода или удаление водорода из краски.

Окислитель (Оксидант) — стабилизированный раствор перекиси водорода, используемый для разведения красителей. Бывает 3,6, 9,12%.

Окраска волос блоками — вид окрашивания, при котором отдельные зоны волос окрашиваются в различные цвета.

Окрашивание — получение желаемого оттенка волос с помощью красителя, то есть путем окисления цветообразующих компонентов.

Осветление — получение оттенка волос намного светлее имеющегося с помощью частичного удаления естественного или искусственного пигмента.

Осветлитель — средство для удаления цветового пигмента из волос.

Первичное окрашивание — окрашивание натуральных волос или полное контрастное изменение цвета окрашенных волос.

Перманентная краска — стойкая краска, проникающая в корковый слой волос.

Пигмент — вещество, определяющее цвет волос.

Пигментирование — насыщение обесцвеченных или седых волос искусственным пигментом.

Полуперманентная краска — оттеночная покрывающая краска, окрашивающая только внешний слой волос.

Расческа для мелирования с крючками — расческа, которая используется для мелирования или колорирования с помощью фольги. Имеет специальные зубцы, загнутые на концах, которые позволяют легко поддевать пряди волос. Может иметь до четырех рядов зубцов, причем расстояние между зубцами в разных рядах варьируется от 3 до 10 мм. Выбор того или иного ряда зависит от желаемого результата.

Седые волосы — волосы, в которых отсутствует пигмент, придающий волосам цвет.

Специальные тона или специальные блондины (спецблонды) — группа красителей, используемых для одновременного осветления и окрашивания волос в светлые тона. Обычно входят в основную палитру оттенков.

Страйпер — расческа, которая используется при окрашивании, мелировании и колорировании. Имеет специальную насадку с несколькими отверстиями. Отверстия насадки точно соответствуют промежуткам между зубцами расчески. Таким образом, при нанесении красителя на насадку он остается на зубцах расчески через определенные промежутки. Зубцы расчески расположены так, что прядь полностью обволакивается красителем и плотно сжимается, исключая возможность окрашивания следующих прядей.

Термобумага — заменитель фольги, используемый при окрашивании волос для удержания тепла. В отличие от фольги может использоваться несколько раз. Выпускается в виде готовых к применению полосок разной длины и толщины.

Тон — видимый цвет волос, обусловленный комбинацией пигментов.

Тонирование — процедура, позволяющая придать волосам более глубокий тон. Используется в тех случая, когда требуется освежить цвет волос, не прибегая к радикальным изменениям. При выполнении тонирования естественный пигмент волос не разрушается.

Треугольники — метод набора прядей, при котором пряди выделяют треугольниками на некотором расстоянии друг от друга. Треугольники можно выбирать по всей голове или только на отдельных участках. Чтобы фольга не соскальзывала с окрашенной пряди, ее складывают пополам по горизонтали, а уголки загибают. Этот метод набора прядей не используется для частого мелирования.

Треугольньные пластины — метод набора прядей, сочетающий использование прямых и зигзагообразных проборов. Выполняется по следующей схеме: сначала выделяют большим зигзагом прядь волос и откидываю ее вверх, затем проводят прямой пробор, отделяют прядь, окрашивают и закрывают ее фольгой. Такой метод особенно подходит для выполнения мелирования на удлиненных каскадных стрижках.

Цветовой круг (звезда Освальда) — система хроматических цветов, выстроенных по кругу и плавно переходящих друг в друга. Используется для определения результатов смешивания цветов.

Цветное мелирование — создание ярких прядей на темных волосах с помощью красителей, осветляющих и окрашивающих за один прием.

Штопка — метод набора прядей для окрашивания через одну: сначала выделяют широкую плоскую прядь, а потом делят ее на более мелкие. Окрашенные пряди заворачивают в фольгу. Штопка может быть мелкая и крупная. Мелкая дает эффект рассыпанных по всей голове светлых прядей и общий осветляющий эффект. Крупная штопка позволяет добиться более заметных прядей, которые отделены одна от другой и не образуют однородного светлого тона. Надо учесть, что крупная штопка не подходит для мелирования тонких волос.


Эмульгирование — выравнивание цвета по всей длине волос. Дает возможность удалить краситель с кожи головы и придать волосам блеск. Техника выполнения: нанести краску на все волосы и выдержать в течение времени, рекомендуемого производителем. Затем вспенить и оставить еще на 2-3 минуты. По истечении этого времени смыть с помощью шампуня и бальзама.


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ ОКРАШИВАНИЯ ВОЛОС

Американ колорс — техника, соединяющая мелирование с колорированием. Для ее выполнения используются 3-4 цвета, один или несколько из которых обязательно светлые. Позволяет с помощью бликов придать волосам живой, естественный вид, а также зрительно увеличить объем волос. Лучше всего смотрится на темных волосах любой длины.

Балаяж (а также балеяж) — техника мелирования, при которой окрашиваются только кончики волос. Выполняется на волосах не длиннее 10-12 см. Эта техника имеет несколько приемов выполнения.

  • 1. На волосы нанести мусс сильной фиксации, затем волосы высушить, опустив голову вниз. Приготовленную осветляющую смесь нанести кистью на кончики пальцев. Затем равномерно пальцами нанести ее на концы волос.
  • 2. Разделить волосы на небольшие квадратные секции. Волосы каждого квадрата собрать в хвостики и закрепить резинками у основания. На кончики волос каждого хвостика нанести обесцвечивающий препарат и оставить для воздействия.
  • 3. Начесать волосы по всей голове. Если волосы мягкие, их можно зафиксировать лаком. Затем на кончики волос нанести осветляющий состав, выдержать необходимое время и смыть.

Брондирование (производное от «brown» и «blond») — техника окрашивания волос, при которой темные и светлые оттенки сочетаются таким образом, чтобы конечный результат был максимально приближен к естественному. При брондировании разница между темными и светлыми оттенками составляет не более трех тонов, а светлые пряди отступают от корней волос не менее чем на 1 см. Сочетание разных оттенков в окрашивании визуально увеличивает объем волос и эффективно маскирует седину. При брондировании волос оттенка темно-русый блонд и средний шатен их натуральный тон используется как исходный. При брондировании темных волос их сначала окрашивают до уровня среднего шатена. При брондировании светлых волос выполняют процедуру предварительного затемнения.

Венецианская техника — окрашивание ровных широких прядей в теплые золотистые тона.

Грандж — техника, создающая игру цвета. Для ее выполнения нужны два или несколько оттенков красителя. Способ выполнения: выделить прядь волос шириной 1-2 см. Подложить под нее полоску фольги немного шире и длиннее пряди. Нанести краситель густым слоем, после чего прикрыть прядь следующей полоской фольги, на которую в свою очередь опускается следующая прядь и окрашивается другим тоном. Для достижения естественного оттенка следует брать тонкие пряди, а для яркого результата — более широкие.
Иней — техника осветления вьющихся волос. Способ выполнения: намочить волосы и высушить их, опустив голову вниз. Нанести осветляющий состав на кончики пальцев и аккуратно провести ими по внешней поверхности волос, не прочесывая их.

Калифорнийское мелирование — техника, при которой волосы остаются темными у корней, а по длине окрашиваются тонкими вертикальными прядями в различные оттенки светлых тонов.

Кирпичная кладка (метод кирпичной кладки) — способ нанесения красителя на весь объем волос, разделяя пряди параллельными проборами в шахматном порядке. Термин, предложенный компанией Wella Professionals.

Мелирование ладонью — техника мелирования, которая используется на стрижках геометричных форм, таких как каре. Способ выполнения: на ладонь в перчатке нанести обесцвечивающий препарат. Легким движением провести ладонью по волосам. Краска ложится на волосы произвольно, что позволяет добиться естественного эффекта, словно волосы выгорели на солнце.

Мелирование с помощью страйпера — техника мелирования, позволяющая осветлить волосы любой длины от самых корней. Способ выполнения: тщательно расчесать волосы в направлении задуманной прически, на страйпер нанести обесцвечивающий препарат и прочесать им волосы, создавая бороздки. После нанесения препарата пряди нельзя расчесывать.


Мраморное мелирование — техника, при которой из фольги делаются своеобразные поля шляпы, на которые
выкладывают волосы. Через ситечко на волосы рассыпается обесцвечивающий порошок и разбрызгивается окислитель. Реакция протекает на воздухе, а потому окисление проходит очень мягко, обеспечивая плавный переход от темного оттенка к светлому. Этот метод особенно подходит для мелирования длинных и полудлинных волос.


Патинирование — способ придания оттенка обесцвеченным прядям путем эмульгиции на них красителя основного тона, предложенный компанией L’Oreal Professionnel. Техника выполнения: нанести обесцвечивающий состав на пряди, на остальные волосы нанести краситель. По истечении времени выдержки смыть осветляющий препарат и эмульгировать на всей массе волос краситель основного тона.

Ретро — техника, которая используется, если необходимо получить равномерное мелирование с изысканными
нюансами. Окрашивание начинают с теменной зоны, затем переходят на височные и заканчивают на затылочной зоне. Для этой техники выбираются 2-3 красителя близкие по оттенку. Окрашивание выполняют сверху вниз. Пряди набирают методом «Штопка», а цвет красителя чередуют: 1 прядь — самый светлый оттенок,
2 прядь — чуть темнее, 3 прядь — еще темнее, 4 прядь — естественный цвет волос.

Свободная техника или техника свободной руки — техника, которая не требует никаких дополнительных
инструментов и средств. Красящая смесь наносится на отдельные участки волос вертикальными движениями при помощи расчески или кисточки.

Скво — техника, при которой пряди выкладывают на шляпу без дна и окрашивают в различные оттенки светлых тонов.

Скользящий браш — способ нанесения осветлителя поверх основного красителя, предлагаемый фирмой Framesi.
Дает эффект выгоревших на солнце волос. Техника выполнения: основной краситель нанести на волосы и выдержать несколько минут. Затем, отступив от корней 3-5 см, распределить по волосам осветляющий препарат при помощи круглой щетки с натуральной щетиной. По окончании времени воздействия на волосах появляется переход цвета от темного к светлому.

Скрытое мелирование — разновидность окрашивания, при которой окрашиваются или осветляются пряди, расположенные во внутренних слоях волос.

Треш — техника для окрашивания волос в свободном «небрежном» стиле. Подходит как для работы с мужскими стрижками, так и с короткими женскими.

Флеш («Вспышка») — техника, при которой редкие пряди волос окрашиваются равномерно, создавая иллюзию световых вспышек. Используется только на прямых волосах.

Шатуж — мелирование мелкими частыми прядками, которое дает «рассеянный» эффект.

Criss Cross — техника мелирования, предложенная фирмой Wella Professionals. Позволяет сохранить натуральный вид при использовании ярких нюансов. Теменная зона делится на два вертикальных блока, в каждом из которых пряди для окрашивания отделяются методом «Вуаль» под углом друг к другу.

Painting — разновидность техники мелирования, предложенная фирмой Wella Professionals. Позволяет создать живой переливающийся цвет волос, сочетающий светлые и темные оттенки. В отличие от традиционного мелирования, эта техника не предполагает полного окрашивания прядей. Красящая масса Painting более вязкая и не стекает с волос, позволяя добиться точного окрашивания. Ее наносят легкими мазками, создавая мягкие переходы цвета. В целом, эффект Painting кажется более натуральным, с мягким переходом цвета от корней к концам. С практической точки зрения Painting сочетает в себе несколько способов нанесения краски — на корнях, по длине и на концах. Painting не требует заворачивания прядей в фольгу. Во избежание высыхания красящей массы, обработанные волосы накрывают прозрачной пленкой. В случае использования красителя Magma и препаратов серии Blondor для создания эффекта Painting осветление не будет таким интенсивным. Результат окрашивания Painting значительно мягче классического мелирования. В зависимости от исходного цвета волос и желаемого результата он может быть светлее или темнее.

beauty.net.ru

3. Методологические и научные основы тон.

Методология – это совокупность целей, принципов, методов, закономерностей, критериев, характеризующих эволюцию объекта, субъекта и предмета ТОН. Методологические основы ТОН необходимо рассматривать в двух аспектах: 1) общетеоретическом, базирующемся на достижениях экономической теории, политологии, социологии и других наук, отражаемых в общих закономерностях и тенденциях социально-экономического развития мирового хозяйства; 2) регионально-методологическом, базирующемся на выделении и учете особенных тенденций, закономерностей и факторов социально-экономического развития национальной экономики и ее региональных звеньев. Методология ТОН должна основываться на определяющих теоретических положениях, фундаментальных разработках и результатах экономической науки, социологии, политологии, регионалистики, культурологи, генетики, биологии и др. наук.

4. Научные методы изучения тон.

Современные научные методы исследования в области размещения производительных сил характеризуются преимущественным развитием отраслевого подхода, который в качестве объекта рассматривает отдельную отрасль. Отраслевой анализ отличается значительной разработанностью и в настоящее время в большей степени влияет на принятие решений. В 30-х гг. отраслевой подход представлял собой анализ размещения отдельного предприятия в зависимости от расположения источников топлива, сырья, полуфабрикатов и районов потребления по критерию минимальных транспортных издержек. В проблемах размещения различных отраслей, наряду с исследованиями других факторов, большое внимание уделяется влиянию транспорта на размещение. Процесс экономического развития увеличивает свободу выбора пункта размещения. Общее удешевление транспорта и рост местных рынков уменьшают дифференциацию транспортных издержек в альтернативных вариантах и в то же время увеличивают число его возможных пунктов. Влияние фактора рынка в общем виде растет в связи с уменьшением во многих отраслях доли издержек на сырье и материалы. В России с ее огромной территорией, существенными различиями в уровне хозяйственного освоения регионов и резкой дифференциацией обеспеченности топливно-энергетическими и минерально-сырьевыми ресурсами рассмотренные тенденции имеют меньшее значение. Районный подход, или анализ перспектив развития отдельных территориальных единиц, отличается меньшей разработанностью, чем отраслевой. Важным методом изучения перспектив развития производительных сил по экономическим районам и республикам является разработка соответствующих концепций. С их помощью на базе анализа предпосылок территориального разделения труда (с их экономической оценкой), тенденций развития отраслей народного хозяйства, прогнозов численности населения и трудовых ресурсов (с учетом миграционных процессов) определяются основные направления развития экономики регионов различного ранга. При этом они рассматриваются не изолированно, а в качестве составной части российской системы. Методика разработки концепции включает элементы количественного подхода. Основная цель количественного анализа состоит в разработке рядов сравнительной эффективности развития отраслей в данном районе, которые строятся в зависимости от размера потребления его эффективных ресурсов в расчете на одного занятого в рассматриваемой отрасли или производстве. Важнейший методический вопрос, с которым приходится сталкиваться при изучении территориального разделения труда, — вопрос о специализации района. Для определения уровня специализации экономического района или республики может быть применен один из двух основных показателей — индексов уровня специализации региона: отношение удельного веса в России по определенной отрасли промышленности к удельному весу района в России по всей промышленности; отношение удельного веса района в России по всей промышленности к удельному весу определенной отрасли по всей промышленности России. С развитием производительных сил и увеличением грузовых потоков заметно обострилась проблема пространственных разрывов между районами концентрации обрабатывающей промышленности (Европейская зона) и районами концентрации добывающей промышленности (Восточная зона). Метод сравнительной экономической эффективности капиталовложений применим ко всем тем хозяйственным комплексам, которые могут быть реально сопоставлены с заменяющим их вариантом разрозненно работающих предприятий, однако всегда обеспечивающих получение того же качественного и количественного материального результата, который дает рассматриваемый комплекс. При выборе вариантов, заменяющих исследуемый комплекс, по каждому компоненту комплекса подбирается наиболее выгодный из возможных заменяющих вариантов. При этом учитываются не только производственные затраты, но и транспортировка продукции к потребителю. Общая экономическая эффективность капитальных вложений в развитие хозяйственного комплекса любой сложности может быть определена методом абсолютной экономической эффективности или путем сопоставления прироста чистой продукции (прирост физического объема национального дохода) этого комплекса за определенный срок с вызвавшими его капитальными вложениями.

studfiles.net

ГОСТ 8031-78 Аппараты телефонные. Тональный метод измерения разборчивости речи

Текст ГОСТ 8031-78 Аппараты телефонные. Тональный метод измерения разборчивости речи



БЗ 3-98

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

АППАРАТЫ ТЕЛЕФОННЫЕ

ТОНАЛЬНЫЙ МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ РАЗБОРЧИВОСТИ РЕЧИ

ГОСТ 8031-78

Издание официальное

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва

УДК 621.395.6.001.4:006.354
Группа Э59

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

АППАРАТЫ ТЕЛЕФОННЫЕ

Тональный метод измерения разборчивости речи

Telefone sets. Voice — frequency method of speech intelligibility measurement

СОЮЗА ССР

гост

8031—78

Дата введения 01.01.80

Настоящий стандарт распространяется на телефонные аппараты с питанием от центральной батареи (ЦБ) и местной батареи (МБ) и устанавливает тональный метод измерения разборчивости речи.

Стандарт не распространяется на телефонные аппараты с управлением голосом.

1. АППАРАТУРА

1.1.    Генератор сигналов низкочастотный по техническим условиям.

1.2.    Прибор «рот искусственный» (РИ) должен иметь следующие параметры:

—    звуковое давление на расстоянии 20 мм должно быть не менее значений, указанных в табл. 1.

Коэффициент гармоник при звуковом давлении 3 Па на расстоянии 25 мм должен быть: на частоте 300 Гц не более 3 %, на частоте 1000 Гц не более 2 %;

—    амплитудная характеристика звукового давления, развиваемого РИ на расстоянии 25 мм, должна быть линейной при давлениях от 0,1 до 3 Па с отклонениями от линейности в пределах ± 1 дБ.

Таблица 1

Частота, Гц

Звуковое давление, Па

Частота, Гц

Звуковое давление, Па

250

5,2 (3,0)

2050

0,7

500

3,3

2225

0,7

650

2,4

2425

0,6

800

1,8

2725

0,6

950

1,5

3100

0,6

1125

1,2

3500

0,6

1300

U

3850

0,6

1500

0,9

4550

0,5

1700

0,8

6150

0,5

1875

0,7

8600

0,5

1.3.    Вольтметр для измерения синусоидальных сигналов класса точности 1,5.

1.4.    Акустический зонд должен быть с основной погрешностью не более ± 1,5 дБ.

1.5.    Магазин затуханий (М3) должен иметь следующие параметры:

—    входное сопротивление — 600 Ом;

-общее затухание (рекомендуемое) — до 100 дБ со ступенями регулировки через 0,1 дБ с основными погрешностями не более ± 0,2 дБ до 40 дБ и не более ± 0,5 дБ до 100 дБ;

—    в зависимости от вида измеряемой цепи М3 должен быть симметричным или несимметричным.

Издание официальное    Перепечатка воспрещена

*    © Издательство стандартов, 1978

© ИПК Издательство стандартов, 1998 Переиздание с Изменениями

L.6. Установка для создания шума, должна создавать в помещении для измерений звуковое поле с характеристиками шума, указанными в технической документации на телефонные аппараты конкретного типа.

1.1 —1.6. (Измененная редакция, Изм. № 2).
2. ПОДГОТОВКА К ИЗМЕРЕНИЯМ

2.1.    Измерение разборчивости речи должно производиться при нормальных климатических условиях, установленных ГОСТ 15150.

2.2.    Помещения для проведения измерений должны быть звукоизолированными друг от друга.

Допускается проводить измерения в одном помещении при условии исключения слышимости измеряемого сигнала по воздуху.

2.3.    В помещении для проведения измерений уровень звука акустического шума не должен превышать 50 дБА относительно нулевого уровня 2-10 5 Па.

2.4.    Характеристики шума, создаваемого в помещении, в соответствии с требованиями технической документации на телефонные аппараты конкретного типа должны быть проверены по методике ГОСТ 13107.

2.5.    Перед каждым измерением телефонного аппарата с угольным микрофоном должна проводиться подготовка микрофона в соответствии с разд. 5 ГОСТ 7152.

2.3—2.5. (Измененная редакция, Изм. № 2).

2.6.    После подготовки и в процессе измерений угольный микрофон должен быть предохранен от толчков и сотрясений и защищен от воздействия посторонних звуков и шумов, кроме тех, которые заданы условиями измерений.

2.7.    До начала измерений операторы должны находиться в условиях шума не менее 5 мин.

В измерениях должно участвовать не менее трех операторов.

2.8.    Операторы, впервые участвующие в измерениях, должны пройти предварительную тренировку на контрольном тракте до получения ими стабильных результатов с точностью ±3 дБ от среднего значения 5—10-единичных измерений для соответствующей частоты.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.9.    В качестве контрольного тракта может быть использован тракт связи, сходный с испытуемым трактом по электроакустическим параметрам.

Параметры контрольного тракта должны укладываться в поле допуска, составляющие 30 % поля допуска на эти параметры для испытуемого тракта.

2.10.    Тренировка операторов перед измерениями должна производиться при следующих условиях.

—    звуковое давление на расстоянии 20 мм от ограничительного кольца РИ в свободном поле должно соответствовать указанному в п. 1.2;

—    для прослушивания тона соответствующей частоты ухо оператора должно быть расположено против ограничительного кольца РИ на расстоянии 20 мм;

—    оператор должен слышать тон, не уменьшая затухания, которое вводится в цепь РИ при помощи М3 и указано в табл. 2.

Таблица 2

Частота, Гц

Минимально допустимое затухание, при котором еще должен быть слышен звук, дБ

Частота, Гц

Минимально допустимое затухание, при котором еще должен быть слышен звук, дБ

250

74,0

2050

63,0

500

73,0

2225

63,0

650

72,0

2425

62,0

800

70,0

2725

61,0

950

69,0

3100

61,0

1125

67,5

3500

60,0

1300

65,5

3850

60,0

1500

65,0

4550

60,0

1700

63,0

6150

60,0

1875

63,0

8600

60,0

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ

3.1. Измерение разборчивости речи должно производиться по схеме, приведенной на черт. 1 для аппаратов ЦБ и на черт. 2 для аппаратов МБ.

/, 14 — вольтметры, 2 — прибор «рот искусственный». 3 — измерительным микрофон. 4, 19 — телефоны испытуемых телефонных аппаратов, 5, 20— микрофоны испытуемых телефонных аппаратов. 6, 17— испытуемые телефонные аппараты. 7, 15 — искусственные абонентские линии. S, 12— источники постоянного напряжения. 9, 13—viocibi питания. 10— искусственная соединительная линия. II — установка для создания шума, 16—согласующее устройство, 1S— М3, 21 — генера-юр сигналов низкочастотный

Черт. 1

1, 11 — вольтметры. 2 — прибор «рот искусственный», 3— измерительным микрофон, 4, /7—телефоны испытуемых телефонных аппаратов 5, 18—микрофоны испытуемых телефонных аппаратов, 6, 14 — источники постоянного напряжения, 7, 15 — испытуемые телефонные аппараты, S, 12— искусственные абонентские линии, 9 — искусственная соединительная линия, 10— установка для создания шума, 13—согласующее устройство, 16 — М3. 19— генераюр сигналов низкочастотный

Черт 2

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.2.    После подготовки к измерениям в соответствии с п. 2.7 микротелефонная трубка испытуемого телефонного аппарата должна располагаться относительно РИ в соответствии с черт. 3.

Если конструкция микротелефонной трубки не позволяет установить ее перед РИ согласно черт. 3, то допускается устанавливать микрофон трубки перед РИ на расстоянии, оговоренном в технических условиях на испытуемые телефонные аппараты конкретного типа.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

3.3.    На микрофон следует подавать звуковые давления отдельных частотных составляющих спектра речи по табл. 1.

Примечание Допускается на частоте 250 Гц проводить измерения при звуковом давлении 3 Па, при этом результат измерения уровня ощущения следует увеличить на 4,8 дБ.

1 — центр раковины, 2 — акустическая ось прибора «рот искусственный», 3 — опорная поверхность прибора «рот искусственный», 4 — плоскость ограничительного кольца прибора «рот искусственный»

Черт. 3

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.4. Измерения должны проводиться на частотах

полосы пропускания, включая граничные частоты, указанные в технических условиях на испытуемые телефонные аппараты конкретного типа.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.5.    На приемном конце (черт. 1, 2, помещение 2) оператор должен плавно вводить затухание до исчезновения слышимости звука, затем затухание следует убавлять до момента появления звука в телефоне. Среднее значение затухания из этих двух измерений и является уровнем ощущения отдельной частотной составляющей спектра речи.

3.6.    При определении уровня ощущения тона должно быть обеспечено плотное и стабильное прижатие телефона микротелефонной трубки к уху оператора.

Если определение уровня ощущения тона проводят при помощи телефона с оголовьем, входящим в комплект телефонного аппарата, то степень прижатия к уху оператора должна соответствовать условиям эксплуатации, указанным в нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.

3.7.    При проведении измерений в условиях шума с уровнем звука более 90 дБС для повышения точности результатов измерений необходимо вводить поправку для телефонного аппарата каждого конкретного типа. Поправка Д А должна определяться по результатам измерений не менее 10 телефонных аппаратов одного типа по формуле

A S = Scy6 — Аоб,    (1)

где Дсуб — результаты измерений разборчивости артикуляционным методом;

Д’об — результаты измерений разборчивости тональным методом.

Поправка должна определяться при разработке телефонного аппарата или конструктивных изменениях, влияющих на разборчивость, и записываться в технических условиях.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

4.1. Измеренные уровни ощущения тона должны вписываться в табл. 3, а по табл. 4 следует определять формантную разборчивость речи А, для каждой частоты.

Табл ица 3

Частота, Гц

Измеренный уровень ощущения тона, дБ

Формантная разборчивость речи,

%

Частота, Гц

Измеренный уровень ощущения тона, дБ

Формантная разборчивость речи,

%

250

2050

500

2225

650

2425

800

2725

990

3100

1125

3500

1300

3850

1500

4550

1700

6150

1875

8600

Табл и ца 4

Уровень ощущения тона, дБ

Формантная разборчивость речи, %

Уровень ощущения тона, дБ

Формантная разборчивость речи, %

1

0,04

16

1,47

2

0,09

17

1,62

3

0,14

18

1,77

4

0,19

19

1,92

5

0,24

20

2,07

6

0,30

21

2,20

7

0,37

22

2,36

8

0,46

23

2,50

9

0,55

24

2,65

10

0,65

25

2,79

11

0,76

26

2,93

12

0,89

27

3,08

13

1,03

28

3,22

14

1,18

29

3,37

15

1,32

30

3,51

Продолжение табл. 4

Уровень ощущения тона, дБ

Формантная разборчивость речи, °Ь

Уровень ощущения тона, дБ

Формантная разборчивость речи, %

31

3,64

42

4,62

32

3,75

43

4,66

33

3,87

44

4,69

34

3,97

45

4,12

35

4,08

46

4,75

36

4,18

47

4,78

37

4,28

48

4,80

38

4,37

49

4,82

39

4,46

50

4,85

40

4,52

51

4,88

41

4,57

52

4,95

4.2. Общая формантная разборчивость речи Аоб)П должна определяться как арифметическая сумма частных значений формантных разборчивостей для каждой частоты

20

Л)бщ — £ Л, — Aj + Л2 + А3 + … + А20. 1= 1

(2)

4.3. По полученным значениям формантной разборчивости речи с помощью черт. 4 или табл. 5 следует определить слоговую разборчивость речи S.

Черт. 4

4.4.    Результаты измерений, проведенных каждым оператором, не должны отличаться более чем на ± 3 дБ для соответствующей частоты.

В случае большего различия результатов измерений бригада операторов должна повторить подготовку к измерениям в соответствии с пп. 2.7—2.10 и провести измерения по пунктам разд. 3.

4.5.    При измерениях уровня ощущения с участием трех или более операторов среднюю слоговую разборчивость речи .S’cp определяют как среднее арифметическое значение результатов слоговой разборчивости, полученных каждым оператором, и вычисляют по формуле

(3)

где п — число операторов.

Значение слоговой разборчивости, полученное каждым оператором, не должно отличаться от более чем на ± 3 %.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1.    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.12.78 № 3474
2.    ВЗАМЕН ГОСТ 8031-56
3.    ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 7152-85

2 5

ГОСТ 13107-79

24

ГОСТ 15150-69

2 1

4.    Ограничение срока действия снято по протоколу № 4—93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ЙУС 4—94)
5.    ПЕРЕИЗДАНИЕ (сентябрь 1998 г.) с Изменениями №1,2, утвержденными в июле 1981 г., июне 1989 г. (НУС 10-81, 8-89)

Редактор В П Огурцов Технический редактор В Н Прусакова Корректор РА Ментова Компьютерная верстка А С Юфина

Изд лиц N° 021007 от 10 08 95 Сдано в набор 22 09 98 Подписано в печать 13 10 98 Уел печл 0,93 Уч издл 0,70

Тираж 125 экз С 1244 Зак 1885

ИПК Издательство стандартов, 107076, Москва, Колодезный пер , 14 Набрано в Издательстве на ПЭВМ Калужская типография стандартов, ул Московская, 256 ПЛР N° 040138

allgosts.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *