Правила лицо – Лица глаголов, как определить – таблица для 1, 2, 3 лица в русском языке

Содержание

Лица в русском языке у глаголов и местоимений :: SYL.ru

Части речи в русском языке обладают массой грамматических категорий. К ним относятся категория лица, категория времени и наклонения у глаголов, категория рода и т. д. Изучение категорий и их грамматических выражений в совокупности дает объективные знания о морфологии языка.

Наиболее важной категорией языка считается категория лица.

Категория лица в русском языке

Существует 3 лица в русском языке — первое, второе и третье. Его формы выражают отношение действия к говорящему. Чтобы правильно определить 1-е, 2-е, 3 лицо в русском языке, необходимо знать основные местоимения, которые выражают его семантику. Обратимся к таблице.

Единственное числоМножественное число
1-е лицоямы
2-е лицотывы
3-е лицоон, она, оноони

Итак, мы имеем 3 лица в русском языке. Таблица, приведенная выше, показывает, на какие местоимения стоит ориентироваться при определении лица.

1-е лицо показывает отношение к действию самого говорящего или говорящих. Говорящие являются участниками действия или разговора.

Форма 2-го лица выражает отношение действия к собеседнику или собеседникам. Они также являются участниками разговора.

Формы 3-го лица имеют двойственную природу. Они могут выражать, во-первых, отношение действия к человеку (людям), не участвующим в разговоре. При этом они являются косвенными участниками действия. Во-вторых, формы 3-го лица в русском языке выражают отношение действия к предмету или чему-нибудь неодушевленному.

Не у всех местоимений можно определить лицо. Как известно, местоимения делятся на несколько разрядов: личные, возвратное (оно одно — себя), притяжательные, вопросительно-относительные, отрицательные, указательные и определительные. Категорией лица обладают только личные местоимения, и все они перечислены в приведенной выше таблице. Следует запомнить, что для личных местоимений категория лица — одна из главнейших, и самое главное, неизменяемых категорий.

Категория лица у глаголов

Ярко выраженную категорию лица в русском языке имеют глаголы. Многим иностранцам, изучающим русский язык, сложно перестроиться, ведь при изменении лиц у глаголов автоматически меняются окончания. Стоит также отметить, что не все формы глаголов имеют лица в русском языке. Так, например, в формах прошедшего времени лицо определить невозможно. Для примера возьмем глагол «читал». Попробуем определить его лицо: «Я» читал, «ты» читал, «он» читал. Отчетливо видно, что при изменении лиц сам глагол не меняется. Его лицо можно определить только в контексте. Сравним: «Я читал книгу.» — «Павел читал книгу.»

Тот же феномен наблюдается и у форм множественного числа: «мы» читали, «вы» читали, «они» читали. Аналогично лицо может быть только контекстуальным.

Интересный феномен наблюдается у форм настоящего времени. В 3 лице у глаголов будущего времени стирается категория рода. Сравним: «Она пишет картину» и «Он пишет картину». Если взять глагол «пишет» без контекста, то становится непонятным, лицо мужского или женского пола выполняет данное действие.

1-е лицо у глаголов

На лица в русском языке у глаголов главным образом указывают окончания. У глаголов первого лица единственного числа (в настоящем и будущем временах) окончания или . Например: пишу, читаю, позвоню, закричу. У глаголов 1-го и 2-го спряжения окончания в 1-м лице одинаковы, поэтому при написании глаголов 1-го лица люди делают меньшее количество орфографических ошибок.

2-е лицо у глаголов

2 лицо в русском языке у глаголов имеет свои особенности. Они связаны с окончаниями глаголов. Как известно, окончания в глаголах зависят от спряжения. Так, глаголы 1-го спряжения имеют окончание -ЕШЬ в единственном числе и -ЕТЕ во множественном числе. Например, поешь, зайдешь. Глаголы 2-го спряжения имеют окончание -ИШЬ в единственном числе и -ИТЕ во множественном. Например, звонишь, кричите. 2-е лицо у глаголов можно узнать либо в определенном контексте, либо по особому окончанию.

3-е лицо у глаголов

Как уже говорилось выше, 3 лицо в русском языке определяется местоимениями «он», «она», «оно», «они». Глаголы 3-го лица имеют свою парадигму окончаний. У глаголов 1-го спряжения это окончания -ЕТ в единственном числе и -ЮТ во множественном (он, она, оно читает, они читают). У глаголов 2-го спряжения — окончания -ИТ и -АТ (ЯТ) во множественном числе — он, она, оно звонит, они звонят.

Если знать флексии, которые определяют лица в русском языке у глаголов, то с образованием новых форм не будет проблем. Стоит также отметить, что знание категории лица помогает при написании слов. Окончания глаголов — это одна из самых сложных орфограмм в школьной программе. Знание лиц поможет сориентироваться в выборе окончания.

Таким образом, категория лица является одной из основных грамматических категорий русского языка, несмотря на то что ее можно определить у глаголов и личных местоимений.

Заключение

Категория лица тесно связана с категориями спряжения у глаголов и числа. Без одной категории сложно определить другую. Именно поэтому рекомендуется изучать современный русский язык в системе. Отдельное изучение тем непродуктивно.

www.syl.ru

Лица в русском языке: правило и значение

Лица в русском языке являются важным морфологическим признаком самостоятельных частей речи. Хорошо владея этим правилом, можно без труда определять тип односоставных предложений, а также правильно составлять формы слова.

Русский язык богат своим словесным многообразием, но и среди такого огромного выбора есть основа, фундамент языка. Этой основой являются самостоятельные части речи. Лицо глагола в русском языке может «научить» правильно писать сложные орфограммы глаголов, правильно согласовывать их с другими частями речи, а также правильно составлять видовые формы. Глагол – это одна из главных самостоятельных частей речи, обозначающая «действие» предмета, совершаемое кем-то/чем-то. К основным морфологическим признакам глагола относятся: спряжение, вид, время, лица. Русский язык в «сундуке знаний» имеет два спряжения, правильно определить которые опять же поможет только хорошее знание лиц.

Итак, лица в русском языке бывают трех видов: 1-е лицо, 2-е и 3-е.

Так как лицо – это признак глагола, определяющий «кто» или «что» совершает действие, то определять его нужно с помощью местоимений.

Первое лицо указывает на то, что действие совершает сам рассказывающий (это значит, что к глаголу нужно подставлять личное местоимение «я»): я слушаю, я вижу. Что же касается множественного числа, то здесь подставляется местоимение «мы»: мы делаем, мы готовим.

Второе лицо указывает на то, что действие совершает собеседник рассказчика (подставляют местоимения «ты» – в единственном числе, или «вы» в множественном числе): ты делал, ты знаешь, вы видели, вы работали. Определить спряжение глагола помогает именно знание второго лица: для этого глагол нужно представить в совокупности с местоимением «ты» и по окончанию уже будет точно видно I–е или II-е спряжение (если глагол имеет окончание ЕШЬ, то это I-е спряжение, если же окончание ИШЬ, то — II-е).

Лица в русском языке имеют и третью форму, которая указывает на предмет осуществления действия. В этом случаи к глаголу следует подставить местоимения «он/она/оно» для единственного числа и «они» для множественного: они спешат, оно светит, он рисует, она играет.

Таким образом, хорошо усвоив это правило, можно избежать многих грамматических и стилистических ошибок. Также знание этого правила помогает при определении типа односоставного простого предложения.

Односоставные предложения бывают безличными, неопределенно-личными и определенно-личными. Для предложений первого типа характерны глаголы в начальной форме (инфинитив), а также безличные глаголы. Стоит отметить, что особенностью этого типа односоставного предложения является выраженность в нем глагола через слово «нет».

В определенно-личных предложениях чаще всего встречаются глаголы 2-го лица, причем как в множественном, так и в единственном числе.

Неопределенно-личные имеют в своем составе глаголы 3-го лица (то есть с местоимением «кто-то/они»).

Лица в русском языке являются определяющим признаком частей речи. Они помогают правильно сочетать слова, правильно писать их суффиксы/окончания, а также грамотно излагать свои мысли.

fb.ru

Лица глаголов в русском языке

Лицо в русском языке выступает в качестве важнейшего морфологического признака глаголов. При помощи лиц в предложении выражается отношение того, кто производит действие к тому, кто о нем говорит.

Существуют три формы лиц: 1-е, 2-е и 3-е. Именно лицо является определяющим признаком слова, позволяющим правильно проставлять суффиксы и окончания в нем. В конечном итоге именно знание лиц позволяет грамотно излагать свои мысли.

Единственное число

1 лицо

я

2 лицо

ты

3 лицо

он, она, оно

Множественное число

1 лицо

мы

2 лицо

вы

3 лицо

они

В форме 1-го лица находятся те глаголы, случаи употребления которых, предусматривают совпадение совершающего действие и того, кто о нем говорит.

Пример: Я кушаю, я делаю, я говорю, я сплю, мы делаем и т.д.

Глаголы во 2-м лице указывают на то, что совершаемое действие относится не к самому рассказчику, а к его собеседнику.

Пример: Ты делал, ты кушал, ты говорил, ты спал, вы делаете.

Глаголы, находящиеся в 3-ем лице выражают отношение действия к человеку (людям), не участвующим в разговоре и обычно употребляются с местоимениями – он, она, оно, они.

Пример: Он делал, он кушал, он говорил, они спали, она делала, оно выпало.

На лица в русском языке у глаголов главным образом указывают окончания. У глаголов первого лица единственного числа (в настоящем и будущем временах) окончания или . Например: пишу, читаю, позвоню, закричу. У глаголов 1-го и 2-го спряжения окончания в 1-м лице одинаковы.

Второе лицо в русском языке у глаголов имеет свои особенности. Они связаны с окончаниями глаголов. А как известно, окончания в глаголах зависят от спряжения. Глаголы 1-го спряжения имеют окончание -ЕШЬ в единственном числе и -ЕТЕ во множественном числе. Например, поешь, зайдешь. Глаголы 2-го спряжения имеют окончание -ИШЬ в единственном числе и -ИТЕ во множественном. Например, звонишь, кричите. 2-е лицо у глаголов можно узнать либо в определенном контексте, либо по особому окончанию.

3 лицо в русском языке определяется местоимениями «он», «она», «оно», «они». Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -ЕТ в единственном числе и -ЮТ во множественном (он, она, оно читает, они читают). У глаголов 2-го спряжения — окончания -ИТ и -АТ (ЯТ) во множественном числе (он, она, оно звонит, они звонят).

Глаголы в сослагательном наклонении и в прошедшем времени изъявительного наклонения по лицам не изменяются, в этих формах представлены различия не по лицам, а по родам. С личными формами глагола соотносятся личные местоимения-существительные.

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

продолжить с «Грамматическими категориями» >>>

 

вернуться к выбору в разделе «Грамматика» >>>

 

пройти тест на «Лицо глагола» >>>

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

правила нанесения и способы коррекции

Содержание статьи

Визажисты различают восемь главных видов формы лица. Макияж каждого из этих видов имеет свои особенности, обусловленные разницей строения лиц. Причем, зачастую, такой макияж, кроме основного своего назначения — делать лицо более привлекательным, несёт дополнительную функцию — коррекционную. Суть этой функции заключается в том, чтобы визуально приблизить очертания лица к овальной форме, которая считается наиболее схожей с идеалом современной красоты.

Для каждой формы лица существуют свои правила нанесения косметики

В каждом случае макияж при схожей общей схеме может существенно отличаться в деталях. Следует сразу сказать, что каждая форма лица красива по-своему. Об этом свидетельствует и то, что канон женской красоты за последние сто лет не раз менялся.

Не следует слишком усердствовать в стремлении приблизиться к овальной форме. Для создания выразительного образа достаточно бывает грамотно подчеркнуть выигрышные стороны внешности и приглушить её недостатки.

Вернуться к содержанию ↑

Овальная и продолговатая форма лица

Овальным называется лицо, длина которого в полтора раза превосходит его ширину, а очертания отличаются плавностью линий. При таких пропорциях его форма не требует коррекции. Вариант же классического макияжа в этом случае предполагает использование хайлайтера, который сделает рельеф лица более выразительным.

Овальное лицо обычно не требует коррекции и достаточно выделить нужные участки хайлайтером

В этом случае хайлайтер наносится в центр подбородка, причем зона нанесения представляет собой горизонтально расположенный овал. Наносится он также и посередине лба, зона нанесения представляет собой круг с диаметром чуть больше длины глаза. И, наконец, хайлайтер наносится полосой на верх скулы, причем внешний конец полосы, сужаясь, загибается вверх, чуть-чуть не доходя до внешнего конца брови.

Благодаря этому слишком узкое лицо будет выглядеть шире. Поэтому нанесение хайлайтера на скулу часто часто используют для коррекции продолговатого лица, которое отличается от овального большим соотношением его длины к ширине. Если же требуется сузить лицо, акцент делается на загнутом конце полосы нанесения хайлайтера, идущей от верхнего края скулы к внешнему концу брови.

Вернуться к содержанию ↑

Правила нанесения хайлайтера

Вернуться к содержанию ↑

Круглое лицо

Ширина круглого лица примерно равна его длине. Лицо такой формы, как правило, отличается довольно широким лбом и округлыми щеками. Еще сто лет назад оно считалось идеальным, но теперь его обладатели прилагают немало усилий, стараясь визуально изменить его так, чтобы оно смотрелось более вытянутым и худощавым.

Макияж по форме лица в этом случае предполагает использование разных тонов основы. При этом один тон должен совпадать с натуральным цветом лица, а другой должен быть несколько темнее. Натуральный тон наносится на всю поверхность лица, а тёмный тон распределяется от скул до нижней границы щёк. Область нанесения румян при этом должна быть треугольной формы, причем треугольник должен быть повернут вершиной острого угла к уголку губ.

Обладательницам круглого лица рекомендуется в макияже использовать блеск для губ

Губы для этого варианта макияжа лучше покрывать не помадой, а блеском. Если это делается с помощью специального карандаша, то нельзя выделять им уголки губ, так как это приведёт к тому, что лицо будет смотреться еще шире. Глаза следует тонировать с помощью естественных мягких тонов теней.

Вернуться к содержанию ↑

Квадратное и прямоугольное лицо

Лицо этой формы имеет те же пропорции, что и круглое лицо. Но при этом оно обладает большей угловатостью очертаний. Другими его характерными признаками являются тяжеловатый и, вместе с тем, недостаточно выразительный подбородок, и резко выраженные скулы с нижней челюстью. Для придания большей плавности абрису лица, а также для того, чтобы визуально его удлинить, выдающиеся участки нижней челюсти затеняются тональным кремом, оттенок которого должен быть темнее, чем тон основы, нанесенной на остальную поверхность лица.

При выделении глаз обладательницам квадратного лица следует использовать не более 2 оттенков теней

Область нанесения румян, так же, как и для круглого лица, имеет вид опрокинутого треугольника, но с более округлым очертанием. При этом отдается предпочтение ярким, насыщенным тонам. Для макияжа глаз лучше использовать один, максимум, два тона теней. Чтобы рисунок макияжа не выглядел тяжелым, для подводки глаз следует применять серый карандаш. Что касается макияжа губ, то и здесь нужно придерживаться того же правила, что и для круглого лица. Правило это состоит в том, что контур губ в их уголках не очерчивается.

Лицо прямоугольной формы отличается от квадратного лица только тем, что у лица прямоугольной формы длина его заметно больше ширины. Поэтому при макияже лица прямоугольной формы следует придерживаться той же схемы, что и для квадратного лица, с той только разницей, что румяна в этом случае следует накладывать посередине щёк.

Подчеркнуть прямоугольное лицо помогут нанесенные на середину щек румянаВернуться к содержанию ↑

Трапециевидное или грушевидное лицо

К признакам этого типа лица относятся широкая нижняя челюсть и относительно узкий лоб, ширина которого меньше, чем у нижней челюсти. Чтобы скорректировать очертания лица грушевидной формы, на выступающие части нижней челюсти наносится тёмный тональный крем, а на участки кожи возле висков наносят основу более светлых тонов. Вместо светлого тонального крема можно использовать пудру того же оттенка.

Несколько изменить в лучшую сторону пропорции лица грушевидной формы можно с помощью нанесения румян в виде широких горизонтальных полос. Чтобы часть лица на уровне глаз выглядела не такой узкой, для подводки можно использовать стрелки с удлиненными внешними кончиками.

Стрелки на глазах помогут скорректировать трапециевидную формуВернуться к содержанию ↑

Треугольное лицо

Лица треугольной или сердцевидной формы характеризуются широким лбом при узком подбородке. Для корректировки треугольной формы тональная основа тёмного оттенка наносится по обе стороны лба в виде небольших треугольников. Тональный крем того же тона накладывается и на выступающую часть подбородка, между тем как на его боковые стороны следует нанести более светлую тональную основу.

При макияже глаз лица треугольной формы тени наносятся только и исключительно на верхнее веко. При прорисовке контура губ следует выделить их уголки, за счет использования более насыщенного тона карандаша.

Коррекция ромбовидного лица происходит с помощью нанесения пудры на скулыВернуться к содержанию ↑

Ромбовидное лицо

Отличительными чертами лица ромбовидной формы являются широкие, отчетливо выраженные скулы при относительно узких подбородке и лобной части. Визуально выправлять пропорции лица ромбовидной формы необходимо с помощью темной пудры или темной основы, нанесенной на самые выступающие области скул. На области лица возле висков накладывается более светлая косметика. Румяна также как и в предыдущем случае накладываются в виде широких, горизонтально ориентированных полос. При макияже глаз линия подводки продлевается за их внешние уголки и затем слегка загибается вверх.

Вернуться к содержанию ↑

Коррекция формы лица с помощью макияжа

Похожие статьи

fabrikamakiyazha.ru

Местоимения третьего лица в русском языке: правила, примеры

Местоимение является самостоятельной частью речи. Его особенность в том, что оно указывает на предмет, свойство, количество, но не называет их. Само слово «местоимение» говорит о замещающей функции этой части речи. Термин является калькой с латинского pronomen, а оно – с греческого antonymia, которое дословно переводится «вместо имени».

Местоимения — одни из самых частотных слов. Они занимают третье место по частоте употребляемости. На первом месте — существительные, на втором — глаголы. Однако из 30 наиболее частотных слов целых 12 местоимений. 5 из них — личные, остальные распределены по разным разрядам. Местоимения третьего лица в русском языке занимают важную нишу. Их 3 среди наиболее частотных слов – он, она, они.

Разряды местоимений

В школе тема местоимений начинает изучаться с 4 класса.

Выделяют такие группы местоимений, как личные, притяжательные, возвратные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные.

Личные местоимения обозначают лицо или предмет: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Притяжательные указывают на принадлежность кому-либо и отвечают на вопрос: «Чей?». Это мой, твой, его, ее, наш, ваш, их и лишенное лица – свой.

Возвратные (себя, себе) — на обращенность на себя.

Вопросительные (кто, что, когда и др.) используются в вопросительных предложениях.

Относительные ( те же кто, что и др., но в придаточных предложениях) играют роль союзных слов.

Неопределенные (кто-то, чей-нибудь, некоторый и др.) используются, когда нам неизвестно количество, предмет или признак.

Отрицательные (никто, ничей, нигде и др.) указывают на отсутствие всего указанного.

Указательные направляют наше внимание на конкретные предметы и признаки, а определительные (сам, весь, другой и др.) – помогают их уточнить.

Категория лица

Категория лица показывает отношение действия к говорящему. Ей обладают глаголы и некоторые местоимения. Как известно, существует 3 лица. Первое лицо указывает на говорящего(-щим) или принадлежность говорящему(-щим): я, мы, мой, наш. Второе лицо – на собеседника (-ов) или принадлежность собеседнику(-ам): ты, вы, твой, ваш. Третье – указывает на предмет, явление или лицо, о котором ведется речь или принадлежность этому лицу(лицам). Какие местоимения относятся к 3 лицу? Он, она, оно, они, его, ее, их.

Категория лица есть у личных и притяжательных местоимений. Личные местоимения можно соотнести с существительными. Они отлично заменяют их в предложениях и обладают теми же категориями: родом, числом и падежом. Они указывают на предмет, явление или лицо и играют в предложении роль подлежащего. А притяжательные сходны с прилагательными. Они тоже имеют род, число и падеж, но согласуются с существительными и указывают на признак предмета – его принадлежность.

Личные местоимения

Личные местоимения играют огромную роль в языке. Со слова «я» начинается самосознание каждого ребенка. Как только малыш начинает говорить о себе в первом лице, а не в третьем, называя себя по имени, начинается новый период развития. Обычно это происходит в три года.

Без слов «ты» и «вы» нам было бы гораздо сложнее обращаться к собеседнику. А местоимения третьего лица — он, она, оно, они — сокращают речь и помогают избежать лишних повторов и ненужных поисков синонима.

Местоимения первого лица – я и мы. Второго – ты и вы. Третьего – самые многочисленные из-за наличия категории рода. Есть целых 3 местоимения третьего лица единственного числа – он, она, оно. И всего одно во множественном – они. Так же, как прилагательные, оно лишено рода и универсально для всех родов, поэтому всего одно.

Как же склоняются личные местоимения третьего лица по падежам?
Можно заметить интересную закономерность. В косвенных падежах местоимения третьего лица имеют окончания прилагательных -его (ср.: синего). Однако у местоимения она форма родительного и винительного падежа ее составляет исключение. У прилагательных в этих случаях будут окончания –ей (синей) и –юю (синюю).

Склонение местоимений без предлогов

Именительный (кто, что?) – Он, она, оно, они.
Родительный (кого? чего?) – его, ее, его, их.
Дательный (кому? чему?) – ему, ей, ему, им.
Винительный (кого? Что?) – его, ее, его, их.
Творительный (кем? Чем?) – им, ей, им, ими.
Предложный (о ком? О чем?) – о нем, о ней, о нем, о них.

Почему в последнем случае без предлога не обошлось? Как известно из школьного курса, предложный падеж так называется именно потому, что в нем невозможно употребление существительных и местоимений, лишенных предлогов.

Предлоги

Давайте посмотрим, как склоняются местоимения третьего лица с предлогами.
В именительном падеже предлоги не применяются.
К предлогам родительного падежа относятся: Без, у, с, от, до, из, около, возле, подле, для (него, нее, них)

В таком случае местоимение отвечает на более многочисленный круг вопросов. К вопросам родительного падежа «кого?», «чего?» добавляются предлоги: «Без кого? – без него. Из чего? – из него». Во всех косвенных падежах при появляются вопрос с пространственным значением: «Где? Куда? Откуда?»

Предлоги дательного падежа – к и по (нему, ней, ним) Вопросы «Где? Куда?» – к ней!
Предлоги винительного падежа — на, за, под, в, во, через, про (него, нее, них) Вопросы также «Где? Куда?»
Предлоги творительного падежа — над, за, под, перед, с, со, между (ним, ней, ними)
Предлоги предложного падежа — в, о, об, на, при (нем, ней, них). Отвечают они на вопрос «О ком? О чем? Где?»

Загадочная буква н

Можно заметить, что при употреблении всех этих предлогов в начале местоимений прибавляется н-: с ним, по ней, за него, между ними. Исключение составляют производные предлоги: благодаря, согласно, вопреки, навстречу. Например, навстречу ему.

Откуда же взялась загадочная буква н? Несколько веков назад предлоги в, к и с имели другой вид — вън, кън, сън. Они состояли из 3 звуков. Буква Ъ – ер, звучала как приглушенный гласный. Получается, что местоимения с предлогами писали так: вън его, кън ей. Предлоги со временем упростились, а вот согласное н прижилось в языке и стало восприниматься как часть самих местоимений. Поэтому употребление этой буквы распространилось и на другие предлоги, к которым первоначально это не относилось.

Еще немного истории

Можно заметить еще одну странную особенность. Форма именительного падежа местоимений как будто никак не соответствует косвенным. Это не случайно. Действительно, когда-то в языке существовали такие указательные местоимения: для мужского рода – и, для женского – я, для среднего – е. Именно их формами и являлись привычные «его, им, ее»… Но эти короткие местоимения легко путались с союзом и, а также местоимением я.

Существовали и другие указательные местоимения: знакомые нам он, она, оно. Однако склонялись они по-другому:
Именительный — он.
Родительный — оного.
Дательный — оному.
Творительный — оным.
Предложный — об оном.

Местоимение третьего лица множественного числа тоже существовало – оные или оны.
Из-за удобства именительный падеж первых местоимений (и, я, е) заменился именительным падежом вторых. А вот косвенные формы остались. Косвенные падежи от местоимения «он» тоже никуда не исчезли. Они употреблялись в языке и некоторые из них живы до сих пор. Они носят архаичный или ироничный характер: во время оно, за неимением оного.

Притяжательные местоимения третьего лица

Притяжательные местоимения первого лица – это мой, наш. Второго – твой, ваш. Третьего – его, ее и их. Почему их на одно меньше? Куда пропало местоимение среднего рода? Дело в том, что оно совпадает с местоимением мужского рода – его.
А вот притяжательные местоимения третьего лица по падежам не склоняются. Все они соответствуют формам родительного или винительного падежа личных местоимений: его, ее, его, их. В предложениях они не меняются (ее шапка – ее шапку) в отличие от тех же местоимений первого и второго лица: (моя шапка – мою шапку, твоя шапка – твою шапку).

Ошибки при употреблении личных местоимений

Одна из возможных ошибок – пропуск буквы –н после предлогов. «Возле его росли деревья», «пришел к ей в гости» — звучит неграмотно.

Использование местоимений в качестве слов-заместителей может порождать двусмысленности. Поэтому нельзя использовать местоимение, если в предыдущем предложении нет замещаемого слова. Особенно коварна такая ситуация, если в предложении есть другое слово того же числа или рода. Это может создать даже комический эффект.

Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись, и раздался выстрел.

Здесь хоть и назван один из участников дуэли, но присутствует слово во множественном числе. Поэтому «они» оказывается отнесенным к слову «панталоны». Вот как осторожно нужно обращаться с местоимениями третьего лица! Примеры доходят до абсурда:

Герасим был очень предан барыне и сам ее утопил.

Ситуация аналогична, только местоимение «ее» и близкое по форме существительное оказались в одном предложении. Слово «собачка» или имя «Муму» затерялось где-то в предыдущих предложениях, а «барыня» оказалась в опасном соседстве местоимения.
Если предложение содержит несколько существительных одного рода или числа, то в следующем предложении или второй части сложного предложения также некорректно использовать замещающие местоимения.

Из США на почту пришла посылка. Скоро она закрылась на обеденный перерыв (Почта или посылка?)

В разговорной речи местоимения употребляются гораздо чаще и в ней допустимо использовать их и при отсутствии замещающих слов. Дело в том, что в жизни сама ситуация часто подсказывает, о чем идет речь, а говорящему могут помочь мимика и интонация. А вот в письменной речи или при устном выступлении таких ошибок необходимо избегать.

Ошибки при употреблении притяжательных местоимений

Поскольку притяжательные местоимения третьего лица совпадают с формами родительного и винительного падежа личных местоимений, ошибочным оказывается их образование по образцу других притяжательных местоимений и добавление суффикса –н и окончания –ий/ый, характерных для прилагательных. Всем известно, что несуществующее слово «ихний» в речи человека оно характеризует его культуру и грамотность не с лучшей стороны. Талантливый писатель может сыграть и на ошибках в речи. Чтобы воспроизвести просторечный стиль письма крестьянского мальчика, А.П. Чехов помимо других слов использует и ошибочную форму местоимения: «…А она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать». Но все же писатели на то и мастера слова, что отлично осознают нормы языка и именно благодаря этому могут играть отклонениями от этих норм.

Выводы

Таким образом, местоимения третьего лица – это хоть и короткие, но очень важные слова и в речи почти невозможно без них обойтись. Поэтому важно хорошо знать правила их склонения и употребления и грамотно пользоваться этими словами.

fb.ru

Лица в русском языке: правило и значение

Образование 17 мая 2013

Лица в русском языке являются важным морфологическим признаком самостоятельных частей речи. Хорошо владея этим правилом, можно без труда определять тип односоставных предложений, а также правильно составлять формы слова.

Русский язык богат своим словесным многообразием, но и среди такого огромного выбора есть основа, фундамент языка. Этой основой являются самостоятельные части речи. Лицо глагола в русском языке может «научить» правильно писать сложные орфограммы глаголов, правильно согласовывать их с другими частями речи, а также правильно составлять видовые формы. Глагол – это одна из главных самостоятельных частей речи, обозначающая «действие» предмета, совершаемое кем-то/чем-то. К основным морфологическим признакам глагола относятся: спряжение, вид, время, лица. Русский язык в «сундуке знаний» имеет два спряжения, правильно определить которые опять же поможет только хорошее знание лиц.

Итак, лица в русском языке бывают трех видов: 1-е лицо, 2-е и 3-е.

Так как лицо – это признак глагола, определяющий «кто» или «что» совершает действие, то определять его нужно с помощью местоимений.

Первое лицо указывает на то, что действие совершает сам рассказывающий (это значит, что к глаголу нужно подставлять личное местоимение «я»): я слушаю, я вижу. Что же касается множественного числа, то здесь подставляется местоимение «мы»: мы делаем, мы готовим.

Второе лицо указывает на то, что действие совершает собеседник рассказчика (подставляют местоимения «ты» – в единственном числе, или «вы» в множественном числе): ты делал, ты знаешь, вы видели, вы работали. Определить спряжение глагола помогает именно знание второго лица: для этого глагол нужно представить в совокупности с местоимением «ты» и по окончанию уже будет точно видно I–е или II-е спряжение (если глагол имеет окончание ЕШЬ, то это I-е спряжение, если же окончание ИШЬ, то — II-е).

Лица в русском языке имеют и третью форму, которая указывает на предмет осуществления действия. В этом случаи к глаголу следует подставить местоимения «он/она/оно» для единственного числа и «они» для множественного: они спешат, оно светит, он рисует, она играет.

Таким образом, хорошо усвоив это правило, можно избежать многих грамматических и стилистических ошибок. Также знание этого правила помогает при определении типа односоставного простого предложения.

Односоставные предложения бывают безличными, неопределенно-личными и определенно-личными. Для предложений первого типа характерны глаголы в начальной форме (инфинитив), а также безличные глаголы. Стоит отметить, что особенностью этого типа односоставного предложения является выраженность в нем глагола через слово «нет».

В определенно-личных предложениях чаще всего встречаются глаголы 2-го лица, причем как в множественном, так и в единственном числе.

Неопределенно-личные имеют в своем составе глаголы 3-го лица (то есть с местоимением «кто-то/они»).

Лица в русском языке являются определяющим признаком частей речи. Они помогают правильно сочетать слова, правильно писать их суффиксы/окончания, а также грамотно излагать свои мысли.

Источник: fb.ru Образование
Обстоятельство в русском языке: виды и значение

Обстоятельство в русском языке играет важную роль, так как является связывающим и дополняющим членом предложения. Обстоятельства «обладают» широкими возможностями и могут уточнять и дополнять разные действ…

Образование
Склонение географических названий в русском языке: особенности и правила

Русский язык изобилует множеством правил, которые регламентируют правильное употребление и написание слов. Но помимо этого, грамотный человек должен уметь склонять различные слова. Эта тема обычно вызывает много вопро…

Образование
Стилистические фигуры и тропы в русском языке: правила употребления, особенности строения

Стилистические фигуры – элементы поэтического языка, усиливающие воздействие текста на читателя, формирующие особый образный строй поэтической речи; они делают восприятие художественного произведения более живым…

Образование
Англицизм в русском языке: история и перспективы, примеры. Влияние англицизмов на современный русский язык

Каждый естественный язык в процессе своего развития прибегает к заимствованию слов из других языков. Такое перенимание является результатом взаимоотношений и контактов разных народов и государств. Причина заимствовани…

Образование
Какие слова имеют концовку -ing. Окончание в английском языке: правила и примеры употребления

Существует множество случаев, в которых требуется преобразовать слово, добавляя в конце -ing. Окончание в английском языке несёт не такую сильную смысловую нагрузку, как в русском. Поскольку английский относится к ана…

Образование
Степени сравнения прилагательных в русском языке. Виды и особенности

Каждый из нас, обучаясь в школе, изучал степени сравнения прилагательных в русском языке. Они незаменимы тогда, когда необходимо сопоставить одну характеристику предмета или явления с другой. Попробуем разобраться в т…

Образование
Чем отличается приставка от предлога в русском языке? Правило, примеры

Часто люди путают приставки и предлоги. Из-за этого грамотность написанных ими текстов страдает. А происходит это из-за того, что не все понимают, чем отличается приставка от предлога. Именно это и является причиной ч…

Образование
Повелительное наклонение в русском языке: правило, примеры

Глагол – одна из важнейших частей речи. Он служит для описания действия, обозначения некоего процесса, то есть без него не будет совершенно ничего, лишь бессмысленное название явления, которое никак не может себ…

Образование
Виды речи в русском языке. Виды и стили речи

Речь — это форма общения, которая сложилась между людьми уже очень давно. В каждом языке она отличается особенной спецификой и определёнными правилами. И чтобы грамотно говорить и излагать свои мысли, необходимо знать…

Образование
Управление глаголов в немецком языке: правила и примеры

Управление глаголов в немецком языке – так называется способность этой части речи требовать введения в предложение слова, которое от него зависит (может применяться как с предлогом, так и без него). Эта тема дов…

monateka.com

Правила съёмки различных типов лиц и фигур

Введение

Съемка портретов – дело непростое. Каждый человек индивидуален, и роль фотографа в общем случае состоит в том, чтобы акцентировать внимание зрителя на лучшем из того, что в данной модели есть, и в то же время показать настоящего человека, если речь идет не о гламурных рекламных съемках, конечно.

Огромное разнообразие лиц, типов фигур, характеров, — это то, с чем нам приходится иметь дело, и каждый раз будто проходишь через боевое крещение, пытаясь понять, как лучшим образом презентовать свою модель, чтобы и идею донести, и человека показать, и все остались довольны проделанной работой.

На самом деле все не так страшно. Конечно, при наличии определенной наблюдательности и опыта вы вскоре сами сможете проследить определенную закономерность. В этой статье мы постараемся по возможности упростить процесс поиска этой закономерности и систематизировать основные параметры съемки для разных типов лиц и фигур.

Пару слов об объективах

Для съемки крупноплановых портретов обычно используются нормальные или длиннофокусные объективы. Также среди фотографов закрепилось такое понятие как «портретный объектив». В классическом варианте он имеет фокусное расстояние в диапазоне от 50мм до 130мм. Некоторые расширяют значения этого диапазона вплоть до 200мм, но обычно фотографы-портретисты выбирают объективы 85мм или 130мм.

Данные значения указаны для камер с полноразмерным сенсором, или же для 35-мм пленочных фотоаппаратов. На самом деле понятие «портретного объектива» достаточно условно, и относится, помимо фокусного расстояния, к светосиле и характеру рисунка оптики.

Обязательные атрибуты «портретника» — большие относительные отверстия диафрагмы (лучше шире, чем f/2.8), а также красивый рисунок боке. Специализированный портретный объектив спроектирован так, что минимальные аберрации показывает при фокусировке с нескольких метров, то есть именно при съемке портрета, в ущерб качеству изображения при наведении «на бесконечность».

Для съемки портретов в полный рост и передачи ощущения большого пространства, окружающего модель, многие используют широкоугольные объективы, но, конечно, этот тип объектива не является основным для портретной съемки.

Какой бы тип лица и фигуры вы ни снимали, старайтесь в случае с крупным планом избегать «широкоугольника» и телеобъективов с фокусным расстоянием выше 200мм, поскольку они довольно сильно искажают перспективу. С другой стороны, в зависимости от конкретных ситуаций, вы можете понять, что именно искажение перспективы и позволит вам наиболее гармонично передать  на кадре то или иное лицо: сузить широкое «телевиком» или расширить узкое «широкоугольником».

Типы лица

В идеале, когда вы часто снимаете портреты, вы со временем начинаете легко видеть различия между лицами и на подсознательном уровне, чисто визуально, выбирать наиболее подходящие тому или иному типу лица ракурсы. Вы можете заметить, что одни и те же привычные ракурсы очень сильно идут одним людям, но совершенно неприемлемы для других. Давайте попробуем систематизировать эту информацию и сделать небольшую сводку: какие ракурсы и типы освещения подходят под тот или иной тип.

Итак, обычно лица классифицируются следующим образом в зависимости от формы:

  • круглое лицо
  • трапециевидное лицо
  • треугольное лицо
  • прямоугольное лицо
  • квадратное лицо
  • овальное лицо
  • удлиненное лицо

Основные типы лиц по форме

Как же определить принадлежность лица модели к тому или иному типу, и в зависимости от этого выстроить свет и камеру? В идеале вам стоит запастись поддержкой стилиста-визажиста, но, как бы то ни было, полезно знать несколько ключевых моментов.

Круглое лицо

Это довольно тяжелый для съемки тип лица. Круглое лицо характеризуется тем, что имеет практически одинаковую длину и ширину, нет ярко выраженных скул и четкой линии подбородка. Даже если человек имеет хорошую фигуру, если у него круглое лицо, он выглядит более «полным», поэтому к съемке нужно подходить аккуратно. Освещение предпочтительнее выбирать боковое, оно поможет визуально сузить лицо. Идеальный ракурс – съемка вполоборота.

Одна из известных обладательниц круглого лица, актриса Дрю Берримор. Обратите внимание на удачный ракурс и прическу.

Не концентрируйтесь исключительно на портрете крупным планом, если сделать акцент на стройной фигуре, можно сгладить визуальный дисбаланс. Также если у модели круглое лицо, можно скорректировать форму при помощи прически, закрыв волосами щеки, или включить в кадр руки, скрывающие часть лица и формирующие иную картинку.

Трапециевидное лицо

Характеризуется широким массивным подбородком, слабовыраженными скулами и сужением лба по направлению к макушке. Желательно попросить модель или стилиста делать объемную прическу, которая сможет зрительно выровнять форму лица. Правила съемки в целом такие же, как и для круглого. Боковое освещение и ракурс вполоборота помогут сузить подбородок.

В данном случае также хорошо подойдет ракурс сверху, поскольку визуально увеличится верхняя часть головы, а подбородок будет выглядеть ýже, не таким тяжелым. Никогда не фотографируйте снизу людей с трапециевидным лицом – это еще сильнее увеличит подбородок и сузит лоб.

Яркий пример трапециевидного лица и способа коррекции его формы при помощи прически. На мой взгляд, ракурс не самый удачный.

При съемке людей с круглым и трапециевидным типом лица необходимо использовать объектив, приближающийся по своему фокусному расстоянию к классическому «телевику», около 150-200 мм. Это поможет визуально сузить перспективу.

Треугольное лицо

Форма лица такого типа очень напоминает треугольник с вершиной, повернутой вниз. Характеризуется достаточно широким лбом и узким низом, с четкой линией подбородка и ярко выраженными скулами. Достаточно простой для съемки тип лица. Существует лишь несколько ограничений. Лучше не выбирать ракурс сверху – треугольное лицо при таком угле съемки будет выглядеть непропорциональным и каким-то «инопланетным». Ровное фронтальное освещение хорошо будет смотреться при съемке треугольного типа, поскольку такое лицо выглядит всегда очень тонко и миловидно за счет своей формы.

Одна из моих моделей, прекрасный пример классической треугольной формы лица, к тому же с яркими и большими прекрасными глазами.

Прямоугольное и квадратное лицо

Для данных типов лица  характерны четко выраженный лоб, скулы, четкие линии подбородка. Ширина подбородка и лба примерно совпадает. Лицо выглядит за счет этого несколько угловатым. Прямоугольное лицо более вытянутое, в то время как квадратное, сродни круглому, имеет примерно равную высоту и ширину. Эти типы лиц – любимые для «законодателей мод» последних десятилетий, их очень часто можно увидеть на подиумах, поскольку выглядят они очень «графично», остро, четко.  

Для такого типа лица отлично подойдут «фэшн» схемы освещения, в том числе знаменитая «бабочка», известная также как «голливудская» схема. В этой схеме источник света расположен фронтально, чуть выше головы модели, из-за чего под носом получается симметричная тень, напоминающая бабочку. Также четко очерчиваются светом скулы и линия подбородка.

Для скуластых лиц можно смело экспериментировать с ракурсами, акцентирующими внимание на подбородке – в том числе отлично будет смотреться ракурс снизу. Хорошо также смотрится боковое освещение, поскольку оно формирует резкие тени на линиях лица, в том числе на скулах.

Также одна из моих моделей. Девушки с прямоугольным типом лица обычно очень фотогеничны.

Овальное лицо

Считается эталоном, имеет идеальные пропорции. Такой тип встречается в чистом виде редко, чаще форма лица тяготеет к тому или иному из остальных видов. Если же вам посчастливилось снимать модель с овальным лицом – наслаждайтесь и экспериментируйте.

Мне вот посчастливилось, овальный тип лица.

Удлиненное лицо

Данный тип лица характеризуется вытянутой формой, ширина скул, подбородка и лба примерно одинаковая, лоб обычно высокий, подбородок округлый, но тут бывают и исключения.

Ставший уже классическим пример удлиненной формы лица, актриса Сара Джессика Паркер. Очень удачный ракурс.

Для этого типа лица лучше использовать ровное освещение и отказаться от бокового, которое визуально удлинит лицо еще сильнее. Такое лицо лучше снимать анфас или немного сверху, что визуально его сократит.  Для данного типа лица отлично подходит прическа с челкой, но если у модели челки нет, предложите для съемки надеть шляпку, либо сформировать композицию так, чтобы часть лица была прикрыта волосами, а часть – руками.

Возможные проблемные зоны

Иногда моделям не нравятся в себе какие-то специфические черты, и даже если вы их находите привлекательными, порой все же стоит прислушаться к модели, особенно если это ваш клиент. Поэтому вам нужно знать, как нивелировать некоторые особенности лица, которые ваша модель считает проблемой.

Крупный нос

Лично я обожаю большие носы, но вот моделям почему-то не всегда нравится. На этот случай существует такой прием: снимайте модель анфас или вполоборота, но так, чтобы кончик носа на фотографии не заходил за линию щеки. Откажитесь от съемки в профиль, если только не хотите акцентировать внимание именно на линии носа.

Большие глаза

Большие глаза – это счастье для любой женщины, казалось бы, какие проблемы могут с ними возникнуть? Ракурс сверху – эта проблема. Никогда не стоит снимать человека с большими глазами сверху, если вы только не стремитесь воссоздать образ пришельца без использования грима.

Глубоко посаженные глаза

А вот в случае с глубоко посаженными небольшими глазами выбор ракурса – вопрос непростой. Можно попробовать найти более высокую точку съемки и попросить модель поднять взгляд и голову, так, чтобы глаза не были закрыты надбровными дугами. Это визуально увеличит глаза. Или же, если такой ракурс не подходит из-за строения бровей, можно снять анфас, выбирая ровное фронтальное освещение и подсвечивая тени.

Уши

Если у модели большие или сильно выпирающие уши, которые он (она) хотел (а) бы скрыть, нужно по возможности прикрыть их волосами. Это легко сделать в случае с большинством женщин, если только у них не короткая стрижка, а вот с мужчинами тяжелее. Не используйте ракурс прямо анфас. Снимайте вполоборота или в профиль, это позволит увести внимание от выпирающих ушей.

Второй подбородок

Второй подбородок можно скрыть, используя ракурс немного сверху и освещение, также установленное чуть выше лица модели. Таким образом, подбородок будет затенен, а ракурс позволит отвлечь от него внимание, переведя акцент на глаза. Еще один вариант, особенно если вы не можете в данный момент управлять освещением или же если ракурс и свет сверху не подходят модели по иным параметрам – использовать коррекцию при помощи позы, прикрыв подбородок руками.

Морщины

Если на лице модели есть ярко выраженные морщины, которые вам не хотелось бы подчеркивать (характерные снимки стареньких бабушек и дедушек мы сейчас не рассматриваем), то вам следует избегать жесткого освещения, в том числе верхнего и бокового, поскольку оно всегда подчеркивает все неровности кожи, если таковые имеются.

Отдайте предпочтение рассеянному фронтальному свету. В случае со студийным освещением стоит применять софтбоксы и зонты для смягчения света, в случае с естественным – снимайте в пасмурную погоду или используйте ровный рассеянный свет из окна.

Фигура

При съемке портрета в полный рост нужно следить за тем, чтобы фигура человека гармонично вписывалась в окружающую обстановку. Идеальные фигуры встречаются нечасто, да, впрочем, даже совершенную фигуру без определенных навыков и умений можно умудриться сфотографировать некрасиво. Правда, если это про вас, я советую вернуться к основам фотографии в принципе и еще чуть-чуть набраться опыта. А вот о «проблемных» сферах предлагаю поговорить сейчас более подробно.

Худощавая фигура

В случае с чрезвычайной худобой очень важно избежать фактора сравнения. Не помещайте модель в кадре рядом с предметами, размеры которых узнаваемы и общеприняты. Если бедро человека по толщине приближается к ножке стула – не сажайте его на этот стул. Выбирайте сопоставимую обстановку, в которой человек будет выглядеть наиболее выигрышно.

Также стоит внимательно отнестись к выбору одежды – темная обтягивающая одежда в данном случае лишь подчеркнет худобу. Проконсультируйтесь со стилистом, и посоветуйте модели подобрать соответствующий гардероб для съемки. Для девушек, например, это могут быть светлые пышные платья, не слишком короткие, для мужчин – свободные брюки. Если вы не хотите акцентировать внимание на этой хрупкости, стоит отказаться от использования бокового освещения, скрывающего часть тела в тенях. Конечно, есть съемки, в которых фотограф намеренно акцентирует внимание зрителя на худой фигуре модели, чтобы донести свою идею, но в таком случае можно просто сделать все наоборот.

Полная фигура

В случае с полной фигурой, так же как и в случае с худощавой, стоит избегать невыигрышных сравнений. Не сажайте вашу модель на слишком маленькую табуреточку, по сравнению с которой только ребенок не будет выглядеть огромным, что уж говорить о крупных людях. Подбирайте соответствующий интерьер. Также стоит предварительно, до съемки, помочь модели выбрать одежду, которая сможет подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки. Темная одежда классического кроя скрывает полноту, например, а вертикальные полосы на одежде визуально стройнят.

Если говорить об освещении, то в данном случае как раз следует избегать съемки в высоком ключе, ровного рассеянного света и белого фона. Попробуйте съемку в низком ключе, используйте темный фон и боковое освещение, которое скроет часть фигуры так, что она будет выглядеть стройнее.

Тяжелый верх — тяжелый низ

Типы фигур бывают разные, и часто встречается такая ситуация, когда у человека крупный только низ фигуры: бедра и ноги, — или же только верх: живот, руки и грудь. В случае с тяжелым низом все просто – делайте портреты по пояс. Если же хотите снять в полный рост, постарайтесь подобрать одежду, скрывающую полный низ, у женщин, например, с этим прекрасно справляются широкие юбки. Если же у модели крупный верх – акцентируйтесь на достоинствах.

У женщин с типом фигуры «яблоко» (верх тяжелее, чем низ) обычно очень стройные ноги и большая грудь. Обтягивающие брюки, свободная кофта с декольте, достойны рассмотрения как вариант переведения внимания зрителя на достоинства фигуры. Вы можете выбрать позу, где модель сидит, чуть наклонившись в сторону зрителя и опершись на колени, одна нога закинута за другую. Таким образом, зона живота и талии вообще выйдут из кадра, прикрытые руками, а все внимание перейдет на лицо, грудь и ноги.

В данном случае у модели довольно тяжелый низ, поэтому портрет практически поясной, чтобы сделать акцент на менее проблемной верхней части

Заключение

Итак, мы рассмотрели основные ключевые моменты по съемке различных типов лиц и фигур. Тем не менее, вам стоить помнить, что порой попадаются довольно сложные случаи, когда не так легко понять, как правильно снимать модель: например, если у нее очень глубоко посаженные глаза и при этом тяжелый подбородок – и вы не можете снять ее ни сверху, ни снизу. Всегда рассматривайте разные возможности, потому что все люди индивидуальны, и в эксперименте вы можете открыть новый интересный способ съемки.

Помните: не бывает некрасивых людей, бывают плохие фотографы. Каждого человека можно снять так, что он будет выглядеть на снимке очень хорошо. А кто ищет, тот всегда найдет.

Поделитесь с нами своими секретами съемки людей с разными типажами фигуры и формой лица, оставляйте комментарии!

photo-monster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *