Ловушки сознания.
Содержание
- 1 Ловушки сознания — 11 игр разума.
- 1.1 Распространенные ловушки сознания:
- 1.1.1 Предвзятость подтверждения.
- 1.1.2 Внутригрупповая пристрастность.
- 1.1.3 Ошибка игрока.
- 1.1.4 Пост-шопинговая рационализация.
- 1.1.5 Пренебрежение вероятностью.
- 1.1.6 Выборочность наблюдения.
- 1.1.7 Эффект негативности.
- 1.1.8 Эффект повального увлечения.
- 1.1.9 Эффект переноса.
- 1.1.10 Эффект текущего момента.
- 1.1.11 Эффект якоря.
- 1.1 Распространенные ловушки сознания:
Ловушки сознания — 11 игр разума.
Достижения науки и техники в наши дни поистине почти что безграничны. Хоть человечество и далеко от идеальной формулы бесконечной энергии и полностью автономного искусственного интеллекта, новые изобретения и исследования оставляют неописуемое впечатление и вселяют надежду на еще большие инновации. Это все, конечно, кажется невероятным, но ничто до сих пор не смогло произойти по своей мощности и совершенству человеческий мозг. Он способен выполнять более тысячи операций в секунду. На это не способен даже самый мощный компьютер в мире. Но мозг, настолько не прихотлив, насколько и сложен в своей функции. В вопросах вычисления он может уступать простому калькулятору в виду того, что могут возникнуть сложности, связанные с памятью или эмоциональным состоянием. Также наше сознание может создавать «ловушки», в которые мы попадаем, даже не заметив этого. В общей сложности можно выделить одиннадцать «ловушек сознания», или, как их называют иначе, когнитивных искажений. Давайте же рассмотрим наиболее распространенные ловушки сознания.
Распространенные ловушки сознания:
-
Предвзятость подтверждения.
Ни для кого не секрет, что лучший способ угодить человеку, это разделить его точку зрения и во всем с ним соглашаться. Ведь даже в социально сфере, люди всегда ищут общество, которое в большей или меньшей степени разделят одни и те же взгляды и интересы. Вследствие этого фактора, при восприятии информации, мы можем игнорировать те аспекты, с которыми не согласны, воспринимая лишь то, что мы хотим. Поэтому то, что может заставить нас усомниться в своей точке зрения, может восприниматься нами враждебно и искаженно. Эти ловушки сознания часто встречаются у людей слишком самоуверенных.
-
Внутригрупповая пристрастность.
Человек, по сути, существо социальное, поэтому одной из основных потребностей его является потребность в обществе, коллективе, равноправным членом которого он будет себя считать. Ответственным за это качество считается нейромедиатор окситоцин. Этот гормон может искажать наше восприятие: социальные группы, которые нам нравятся и являются для нас в какой-то мере родными, могут казаться нам более приемлемыми, то есть мы можем переоценивать многие факторы собственной группы, и недооценивать группы оппонентов, даже если мы не имеем о них даже малейшего представления. Так мы даже можем неосознанно игнорировать все минусы и недостатки точки зрения собственной социальной среды.
-
Ошибка игрока.
Смысл этой ловушки сознания состоит в то, что при последовательном чередовании некоторых однообразных событий у нас может возникнуть уверенность в последующих переменах. Так, например, если мы бросаем монету, вероятность выпадения орла равна 50-ти процентам. И в случае, если несколько раз подряд выпала решка, у нас может возникнуть предчувствие и желание, что вероятность выпадения орла возрастает, хотя она все так же равна прежним пятидесяти процентам. То бишь у нас получается «ошибка» позитивного ожидания, когда нам, зачастую и в жизненных ситуациях, просто необходима удача, и её ожидание искажает общее восприятие.
-
Пост-шопинговая рационализация.
Зачастую бывает, что мы, совершив какой-нибудь глупый поступок, сделав какую-то неразумную покупку, например, начинаем оправдывать и рационализировать свой поступок. Это является защитным механизмом подсознания, направленным на то, чтобы улучшить эмоциональное состояние и оправдать какой-то неразумный поступок. Эту ошибку называют также «покупательским стокгольмским синдромом». Неплохой способ оправдать нерациональную покупку, тем более, если она обошлась довольно-таки дорого, ведь «оно же все-таки того стоило». Эти ловушки сознания наиболее распространены среди людей неуверенных в себе.
-
Пренебрежение вероятностью.
Существуют некоторые виды восприятия опасности, которые наш мозг отказывается воспринимать адекватно. Так, например, человек может испытывать опасения и страх, поднимаясь на борт самолета, думая, что тот неминуемо потерпит крушение и приведет к гибели. Но интересный факт: садясь в автомобиль или любой другой более привычный общественный транспорт такого чувства не возникает, хотя вероятность гибели в случае инцидента на этих вида транспорта гораздо выше. Вероятность крушения самолета составляет лишь один к пяти тысячам (!), в то время как вероятность катастрофы автомобиля один к восьмидесяти. Но мозг категорически отказывается воспринимать эту вероятность, и полет в самолете все равно кажется нам более опасным, хотя на самом деле это не так.
-
Выборочность наблюдения.
Нередко у нас возникает ощущения, что какое-то явления или событие начинает нас настойчиво преследовать. Например, если мы приобрели какой-нибудь автомобиль, нам начинает казаться, что такие же автомобили находятся повсюду, что их стало больше, хотя на самом деле мы просто не обращали на них внимания до этого. Нечто похожее может также происходить и с беременными женщинами, когда им начинает казаться, что почти что все женщины вокруг тоже беременны, хотя это было так всегда, просто на это не обращали внимания в силу обстоятельств. При всем при этом появляется навязчивое ощущения, что все это не может быть совпадением, хотя это самое что ни на есть невинное совпадение. Эффект этой ловушки сознания так же можно назвать «Дежавю».
-
Эффект негативности.
Доказано, что человеческий разум более отчетливо воспринимает негативную информацию. Она всегда кажется намного вероятнее хорошей, потому как хорошая может казаться слишком подозрительной и «с подвохом». Секрет в том, что подсознательно плохие вести воспринимаются как более важные, ибо предполагают собой возникновение проблемы, решение которой необходимо найти. в этом и заключается смысл 7-ой ловушки сознания.
Это вопрос также изучал писатель и психолог Стивен Пинкер, который утверждал также, что распространение негативной информации находит больше сторонников, чем позитивной. Так, например, СМИ и другие источники всегда утверждают, что количество ограбления, убийств, актов терроризма и других опасных преступлений растет, хотя на самом деле оно либо остается тем же, либо снижается, но у людей появляется уверенность в том, что это правда, то есть опять к негативной информации больше доверия.
-
Эффект повального увлечения.
Принцип этой ловушки сознания основан на социальности человека, поэтому всегда входим в обоюдное взаимодействие с социальной средой, частью которой он сам является. Так, если большая часть социальной группы симпатизирует какому-то явлению, то индивидуальная часть человека может быть заторможена, уступив свое место коллективному сознанию, когда то, что кажется привлекательным нашим единомышленникам, может также казаться привлекательным и для нас, вне зависимости от того, насколько это приемлемо нашей индивидуальности. Так, если человек находится в кругу друзей, которые, например, болеют за какую-нибудь футбольную команду, трудно, устоять перед искушением влиться, в их среду, и также стать равноправным фанатом, хотя при других обстоятельствах этого всего могло и не произойти.
-
Эффект переноса.
Смысл этой ловушки сознания заключается в том, что иногда, когда мы настойчиво уверены в чем-то, у нас возникает ощущения, что многие вокруг согласны с нашей точкой зрения, хотя молчат об этом. Но это далеко не так. Это напоминает эффект ложного консенсуса, когда нам кажется, что многие мыслят также как и мы, находясь вне нашей группы, хотя единомышленников там может не быть абсолютно. Просто это своего рода переоценка собственной нормальности и типичности.
-
Эффект текущего момента.
Делая какой-нибудь выбор, связанный более с будущим, чем с настоящим, мы всегда мыслим более рационально, чем при приобретении чего-то на данный момент. Так мы можем сделать что-нибудь, ради мимолетного удовольствия на данный момент, не боясь расплачиваться за это погрешность в будущем. Был проведен эксперимент, при котором участникам было велено приобрести продукты на несколько дней вперед. Большая часть из них выбрала полезные продукты. Когда после этого их попросили приобрести то, чего им хочется на данный момент, многие из них начали задумываться о покупке чего-нибудь вкусного, но не особо полезного.
-
Эффект якоря.
Эта ловушка сравнения, как её также называют, нацелена на то, чтобы обмануть нас разницей чисел. Так, например, в супермаркетах или ресторанах, на какой-нибудь продукт может быть поставлено непомерно большая цена, в сравнении с которой остальные цены, также завышенные, кажутся более приемлемыми, потому дешевыми. Или же когда цена остается все такой же высокой, но рядом пишется начальная цена, в сравнении с которой скидка является внушительной, что и внушает нам иллюзию дешевизны. Не дайте «одурачить» себя этой ловушки сознания.